Size: a a a

Трудолюбов

2016 September 24
Трудолюбов
Пропустил в свое время эту книжку. Читаю сейчас - "После поражения: Как Восток учился уживаться с Западом" - на примере России, Турции и Японии http://www.cambridge.org/us/academic/subjects/politics-international-relations/international-relations-and-international-organisations/after-defeat-how-east-learned-live-west?format=PB&isbn=9780521145565
источник
Трудолюбов
Из этой книжки вот: «Только в Турции! – часто слышала я от родственников и друзей. – Такое может случиться только в Турции». Предметы недовольства могут быть разными, но рефрен всегда один и тот же: «Если бы мы только жили при настоящей демократии, в современном государстве, среди цивилизованных людей; если бы наши сограждане одевались бы нормально, были бы вежливыми, не такими религиозными, не носили бы платки, не пытались бы хитрить и нарушать законы правила; не голосовали бы за такую партию как АКР (Партия справедливости и развития, созданная Эрдоганом)». Есть, конечно, и параллельный нарратив об уникальности турецкой культуры. «Только Турцию постоянно обвиняют во всех смертных грехах; только Турция может послужить подлинным мостом между Востоком и Западом; никто не понимает Турцию; никто не ценит Турцию; турецкое общество слишком сложно для того, чтобы в нем могли нармально функционировать обычные политические институты».
источник
Трудолюбов
Конфликт с Западом, недовольство Западом - неизбежное политическое течение в большинстве стран, прошедших через полосу модернизации по западному образцу. Характерные примеры - Россия, Турция и Япония. "Все три страны сформировалась как политические единицы задолго до появления вестфальской системы. До включения в систему международных отношений у них были собственные устоявшиеся стандарты норм и отклонений. Включение этих домодерных империй в вестфальскую систему привело к тому, что их элитам все труднее становилось занимать привычную позицию самоутверждения за счет других "отсталых". Прибывшие в новый мир "старые" страны сами стали "отклонением" от некоторой условленной "нормы". Завязался внутренний конфликт между новым положением в большом мире и привычкой быть хозяевами своей округи. Причем это признание неполноценности и дефицита модерности НЕ БЫЛО было навязано – речь ведь не идет о колониях – а было осознано и сконструировано во внутренней дискуссии каждой из стран (реформаторское крыло османской элиты, западники и славянофилы в России). Образованные слои во всех трех странах смотрели на ценности модерна как на образцы для подражания, были уверены, что вестернизация – цель, которой государство может достичь, если приложит усилия и считали это направлением развития, которое позволит им воссоздать их привилегированные позиции в новой нормативной среде. … Элиты этих трех империй стали смотреть на себя и свои страны глазами европейцев, даже если они не соглашались по поводу конкретных действий по преодолению недостаточной европейскости своих стран" (Айше Зараколь. После поражения / Ayse Zarakol. After Defeat. How the East Learned to Live with the West)
источник
Трудолюбов
Восторг перед "всем западным", который легко усмотреть в настроениях позднего СССР и который, как будто бы, привел к краху советской системы, имеет гораздо более раннее происхождение. Это такая же часть российской культуры - да и культуры любой страны - как консерватизм. Это именно внутреннее движение, не навязанное никакими голосами и пропагандистами. То, что происходит сегодня - это ответ сегодняшнего общества самому себе, его раздражение по поводу того, каким оно было 30 лет назад. И это, конечно, диалог - крайне раздраженный - между образованной, интегрированной частью населения и "народом". Иными словами, это диалог внутри общества, а не защита от внешней агрессии. Невозможно было бы привить людям "западничество", если бы его не существовало на протяжении минувших как минимум 300 лет. Но и ответ или откат тоже имеет все основания, потому что это разочарование в достигнутом и чувство несоответствие реального положения дел воображаемому
источник
Трудолюбов
Между тем, у России все-таки особое положение среди незападных культур с большими амбициями. В отличие от тех же Турции и Японии, Россия изначально - часть Запада, осознававшая себя как таковая: продолжение "Рима" - второго и первого. То есть, если угодно, восточная версия Запада. А в последнее время как-то вышло, что раздражение перед Западом стало более "турецкое" что ли
источник
Трудолюбов
К слову - про догоняющее развитие. Россию можно пожалуй считать самой догоняющей из догоняющих просто по сроку давности процесса догоняния. Начали раньше Турции и Японии, не говоря о прочих. Из книги Вишневского "Серп и рубль": «Догнать» — ничего нового в этом слове для русского уха не было. Многие страны, целые континенты вступили в полосу догоняющего развития в XX веке. Но для России эта полоса началась на несколько столетий раньше — прежде всего, пожалуй, из-за внешних причин. … Живи Россия в полной изоляции, она, возможно, постепенно подошла бы к крупным переменам, вызревшим на ее собственной почве. Но изоляции не было, а была жизнь рядом с европейскими и неевропейскими соседями, и притом жизнь активная, побуждавшая очень сильно заботиться о своем месте на сцене мировой истории. ...
После падения Константинополя естественным было появление нового геополитического полюса на востоке Европы, каковым, в силу географического и политического положения, и стала Москва, все более осознававшая себя «Третьим Римом».
Роль Третьего Рима была почетной, но непростой. Она обязывала к участию в европейских, чтобы не сказать в мировых, делах и притом к участию на первых ролях, требовала энергичного экономического, политического, военного, культурного взаимодействия с соседями, в первую очередь, с западными.  
Нужны заимствования у Запада, нужно обновление. ....
Россия оказалась перед выбором: смириться с отставанием и отказаться от своего положения влиятельной силы на европейской политической арене или не уступить, броситься вдогонку Западу и утвердиться-таки Третьим Римом среди уважительно расступившихся соседей. Выбор, впрочем, был сделан очень быстро. В России, видимо, уже проснулось то, что Бердяев позже назвал «инстинктом государственного могущества» (Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, c. 15.)
источник
2016 September 25
Трудолюбов
Воскресное. Колонка пятилетней давности - про тишину — из давно закрытого приложения "Пятница"  Страх тишины Есть люди, например у меня за стеной, которые никогда не выключают телевизор. Живут под него сутками. Я знал таких и у нас в России, и в США. Они и спят под телевизор. Есть люди, которые всегда слушают радио. Я, например, в машине. Это какое-то общечеловеческое свойство. В кафе и магазинах почти везде есть звуковой фон, а его отсутствие, наверное, воспринимается как нехватка чего-то привычного. Хотя ведь звуки, которые не ты выбираешь, чужая музыка, чужие разговоры — тот же сор.

Боязнь тишины вполне можно записать в длинный список фобий современного городского человека. Наверняка есть даже какое-нибудь лечение. Но следует понять, действительно ли это проблема и нужно ли ее решать. Возможно, это одно из проявлений боязни пустоты и одиночества. Эту боязнь используют для пыток, помещая человека в камеру, где снижены любые внешние воздействия на наши пять чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. То есть совсем без воздействий, особенно долгое время, человеку становится плохо. Но ведь и создать такой вакуум в обычной жизни невозможно. Настоящая природная тишина в действительности полна звуков. Так что, даже выключив музыку или прекратив ненадолго разговор, мы не лишаемся поступлений извне. Эти поступления — виды, звуки, запахи — могут даже нас порадовать, особенно если события происходят за городом.

Митрополит Антоний Сурожский начинал свои беседы и проповеди с просьбы помолчать минутку. Он ничего не говорил некоторое время, и все терпеливо ждали, иногда не понимая, зачем это. В фильме про Тибет я видел, как один из монахов рассказывал, что первые занятия медитацией были для него мучительными: внутренний шум не давал покоя. Только замолчишь, остановишься — и начинается что-то невообразимое, что никакими силами не остановишь: тревога, шальные мысли, внутренний шум, сердцебиение. «Это не начинается, когда ты медитируешь, это просто становится слышно, как только ты замолкаешь. Теперь ты чувствуешь, чем все мы наполнены в обычной жизни», — объяснял ему другой монах. Бесы и искушения, о которых рассказывают монахи-христиане, — часть того же явления. Это собственные мысли, которые врываются в нас, как только вокруг наступает тишина. Внешние воздействия, музыка и телевизор — всего лишь способ заглушить этот внутренний бесцельный, беспокойный шум.

Поток информации вызывает такое же привыкание, как поток музыки или телевизионных передач. Интернет — самый удобный и самый аддиктивный источник информации. Есть исследования, показывающие, что Google воспринимается нами как суррогатный «друг» или даже «супруг» — кто-то, кто всегда рядом и кого можно спросить: «Ты не видел мои очки?», «Не знаешь, как это по-английски?». В интернете, особенно в социальных сетях, есть и еще один способ бегства от себя — бесконечное комментирование других. Большинство сообщений в сетях — это ответы на ответы, на ответы. Это реакция, а не самостоятельное действие. Так, впрочем, было всегда — в XVI веке Мишель Монтень жаловался: «Комментаторы повсюду так и кишат, а настоящих писателей — самая малость».

Избавление от такого шума — часть духовной практики самых разных религий и школ. Но это не собственно учение, а именно практический навык. Такой же полезный, как умение плавать. Это всего лишь один шаг к тому, чтобы выйти из пассивного режима бесконечного потребления в режим более активный. В состояние более сбалансированного обмена между своим «я» и внешней средой. То есть вместо того, чтобы всегда только получать, можно перейти к тому, чтобы что-то отдавать
источник
2016 September 27
Трудолюбов
Кириенко, на которого действительно подготовлены документы на назначение руководителем блока внутренней политики, пока остается одним из кандидатов.
Кандидатуру Кириенко,как говорят, активно проталкивают Вайно-Чемезов и Ковальчуки-Шамаловы.
Глава администрации Антон Вайно знаком и ценит Кириенко с того момента как увлекся идеями Щедровицких. Методологи в большом почете у Вайно.
Группа Медведева в связке с группой Шойгу пытаюся протащить Андрея Воробьева.
При этом, кандидатуру Кириенко могут "продавить" и получить согласие у Медведева через "старосемейных" - Юмашевы, Волошин,Чубайс. На кандидатуру Кириенко, скорее всего, согласится и группа Патрушева, так как у Кириенко выстроены хорошие отношения с Грызловым.
Вероятно, лично Президента  устроила бы кандидатура Олега Добродеева. Однако, большинство в окружении его не поддерживает. Да и сам Добродеев занимает выжидательную позицию. "Пьер Безухов наших дней" давно уже отвык активно работать.
источник
Трудолюбов
Про методологию интересно и странно, что нет хорошего понимания, насколько распротранено это великое учение в руководящих слоях
источник
Трудолюбов
Кириенко - это будет такой почти официальный приход методологии во власть. Неофициально-то он идет давно. У них саентология, у нас методология - между прочим, звучит серьезнее
источник
2016 September 28
Трудолюбов
Точно подмечено. Образ молодой красивой девушки был символом сексуальной революции и освобождения от советского пуританства и рождения новой России в эпоху Перестройки... Достаточно вспомнить первые советские конкурсы красоты, фильмы Асса (1987), Маленькая Вера (1988) и Интердевочка (1989).  ... Но в сегодняшней России эротизируется уже не освобождение, а патриотизм... В массовой культуре – кавер двенадцатилетней Даши Волосевич (2015) на известную песню Виктора Цоя Кукушка 1990 года. Ранее каверы на эту композицию сделали Земфира в 2000 году и Полина Гагарина в 2015 году. Кукушка в исполнении Гагариной была использована в саундтреке к российско-украинскому фильму «Битва за Севастополь» (укр. «Незламна» — «Несокрушимая»). Этот фильм соединил в себе главные составляющие современной патриотически-консервативной доктрины – Великую Отечественную войну, Крым и образ девы-воительницы (Мария Энгстрем. Родина-дочь: эротический патриотизм и будущее России)
источник
Трудолюбов
Из статьи Марии Энгстрем: Наиболее известным воплощением и свидетельством актуальности идеологемы Родина-дочь для официальной пропаганды стала Наталья Поклонская, прокурор Крыма и символ «Русской Весны», представшая перед миром два года назад в «няшном» образе супергероя в военной форме из клипа Enjoykin (26 миллионов просмотров на YouTube). Показательно, что в сегментах клипа, выполненного в стиле аниме, 34-летняя Поклонская представлена одинокой девочкой с мечом, защищающейся и противостоящей метафизическому злу. ..... Образ Родины-дочери в неоконсервативном дискурсе воплощается и в российских спортсменках. Спортивные и военно-политические победы тесно связаны еще с советских времен, но эта связь актуализировалась в 2014 году, когда победы России на сочинской олимпиаде совпали с аннексией Крыма, и с новой силой в 2016 году – в связи с отстранением части российских спортсменов (в частности, Марии Шараповой и Елены Исинбаевой) от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Здесь можно выделить символические образы фигуристки Юлии Липницкой и фехтовальщицы Софьи Великой, которым посвятили свои работы Беляев-Гинтовт и петербургская арт-группа Doping-Pong. К примеру, в работе «Великая» художники группы Doping-Pong обыгрывают фамилию фехтовальщицы (Великая) и сокращение Rus, которое печатается на форме российских спортсменов, участвующих в соревнованиях. В результате этой комбинации перед зрителем появляется неожиданно современный и молодой образ «Великой Руси». http://intersectionproject.eu/ru/article/politics/rodina-doch-eroticheskiy-patriotizm-i-budushchee-rossii
источник
Трудолюбов
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, — исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события — нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли (прошу прощения. Всегда хорошо читать Толстого. Это начало Ч. 2 Т. 4 "Войны и мира")
источник
2016 September 29
Трудолюбов
Сталин не постеснялся изложить свое кредо - не то, которое идеологическое, а то, которое правда - пусть и в драматической форме. Отредактировал текст Эйзенштейна. Эта раздвоенность чувствуется и сейчас, но нет кажется ни официального кредо, ни настоящего, пусть и драматического. Две минуты видео https://www.youtube.com/watch?v=l_T5QD41gDA
источник
2016 September 30
Трудолюбов
Советская культура была одновременно и погружена в мир, и изолирована от него. Официально она была интернациналистской. Официально СССР был лидером всех остальных стран, идущих к коммунизму. Но при этом другие страны были абстракцией, которую мало, кто видел живьем (дажи подписаться на журнал "Вокруг света" было практически невозможно). "Советские люди прекрасно осознавали, что столкнуться напрямую с людьми, живущими за пределами советской государственной границы, у них не было практически никакой возможности.
Именно посредством смешения этих двух противоречивых отношений к внешнему миру – открытости и закрытости, интернациональному соучастию и невозможности испытать – и формировалось пространство заграницы. Это воображаемое пространство не было связано напрямую с реальным зарубежным миром; оно располагалось в неопределенном месте – как тогда говорили, «там», «у них» (А. Юрчак. «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение»). Вот это поразительным образом сохранилось. "Там", "у них" - это живо, несмотря на 25 лет открытых границ. Но что-то при этом и изменилось. В поле зрения находился действительно весь мир - пусть и выглядел он странно. А сейчас в поле зрения только страна в национальных границах, а "там" и "у них" - враги
источник
Трудолюбов
Еще дополнение вот к этому "История заменяет нам политику. Мы боремся не за победу той или иной партии, а за торжество той или иной исторической миссии. Страдает при этом и политика, и история, которая перестает быть собой и превращается в набор политизированных «уроков»" https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2016/09/30/659099-nasha-politika —— Как человек из Германии видит этот бесконечный русский спор об истории  (спасибо, Николай Эппле): "Всякий, кто пытается зафиксировать российскую историю в соответствии с гегельянским мышлением как некое линейно развивающееся, поступательное действие, не понимает ее сути. Ни одна эпоха здесь не завершается, ни одна проблема не решается. Вопрос о том, стоили ли реформы Петра Великого, обеспечившие стране модернизацию и расцвет, жизней тьмы крепостных, которыми были оплачены царские мегапроекты, по сей день не утратил своей актуальности и продолжает обсуждаться.
В Германии мир предстает метрическим, квадратным. Время протекает линеарно. Здесь учатся на ошибках прошлого, ставя тем самым на этом прошлом крест..." http://www.colta.ru/articles/society/1478
источник
Трудолюбов
Роснефть получит возможность купить Башнефть. Об этом сообщил Шувалов. Причем, постановление о начале приватизации пакета "Башнефти" в размере 50,08% будет подписано уже сегодня.
Решение о допуске Роснефти - это аппаратная победа Игоря Сечина. Победа эта, конечно, обусловлена целым рядом оговорок.  Во-первых, Роснефть и лично глава Башкирии Хамитов выполнили предвыборные обещания премьеру Медведеву. Одна Башкирия дала явку в 70% и принесла ЕР 56,37% голосов.  Во-вторых, приватизация Башнефти идет в связке с приватизацией 19% пакета Роснефти, то есть какие-то деньги должны в бюджет попасть.
Но в целом - это поражение и лично Медведева, и всего экономического блока. Баланс влияния - это все-таки важнейшая основа режима и модели ручного управления Россией.
источник
2016 October 01
Трудолюбов
"Эволюция самодержавия в Риме была долгой и непрямолинейной. Несмотря на то, что Августа принято считать первым императором, он, конечно, никогда не был официально провозглашен монархом (что было бы безумием в Риме, не терпевшем понятия монархии и самого слова "царь"). Он правил в силу полномочий, возлагавшихся на него периодически, частями, в разных ситуациях. Никакой формальной процедуры пердачи власти не было выработано, потому что строй не назывался монархическим. Само это обстоятельство вело к тому, что каждый следующий монарх (который, опять-таки, так не назывался, а назывался принцепс, позже император), придя к власти, как бы он к ней ни пришел, вынужден был опытным путем проверять границы возможного, так узнавая, что он может, а чего не может в своей роли квази-монарха. Юлии-Клавдии были правителями, непрерывно экспериментирововшими с властью". Отличное чтение: Tom Holland. Dynasty: The Rise and Fall of the House of Caesar
источник
2016 October 02
Трудолюбов
В ожидании Кириенко или что нужно знать о методологах...
Основная функция методологии  состоит в обеспечении универсума человеческой деятельности прежде всего нормами, проектами и предписаниями. Поэтому основные продукты методологической работы - конструкции, проекты, нормы, методические предписания не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность. Они проверяются только на реализуемость. Результаты методологической работы - это не знания, а проекты, схемы и предписания.
источник
Трудолюбов
Российских методологов не только можно, а скорее нужно опосредственно сравнивать (конечно же в организационном, а не в духовном аспекте) с испанским католическим орденом "Опус Деи".
Что скрывать- члены католического Ордена фактически уничтожили Фалангу и в постфранкисткий период обеспечили транзит к новой модели Испании.
А ведь "Опус Деи"  внедрялась во франкисткий режим под личиной правоконсервативной и лояльной силы. С помощью "Опус Деи" режим Франко смог опереться на поддержку технократов и экономистов, связанных с орденом.  Уже с конца 50х они были во главе экономических  и социальных институтов.
Влияние «Опус деи» распространилось на новую элиту управляющих государственными и частными секторами экономики. Опусдеисты-менеджеры и связанные с ними представители наиболее динамичной части испанской крупной буржуазии проявляли склонность к отказу от системы экономической автаркии и ослаблению административного вмешательства франкистского государства в экономику страны. Они считали необходимым «выравнять испанскую экономику с экономикой стран Запада», имея при этом в виду и установление более тесных связей с иностранным капиталом. Религиозная организация «Опус деи» в силу своего своеобразного «мирского» характера, своей малой гласности, своего легального статуса в рамках тоталитаристского государства сыграла роль группирующей силы для этих социальных слоев и представляемых ими политических тенденций.
Российские методологи  начали свой конкордат с властью с середины 90х годов. В начале 2000х годов они импровизаторы  у суркова. Правда, Сурков и методолги расходились по главному принципу. Владислав Юрьевич строил иммитационную модель, упаковывая ее в методологические обертки разного рода вызовов, динамики, социальных лифтов и игр. А методологи хотели серьезно перекраивать сознание, формируя не иммитационное, а реальное ядро новых идейных  сил- рациональных технологов-технократов, воплощающих конструкции и нормы.
И вот сейчас у них, видимо,начинается новая фаза активности.
источник