
Если бы нужно было выбрать слово для лейтмотива моей жизни, я бы назвала «выбор». Страх выбора, невозможность сделать его, побег – все это столпы, на которых строился каждый мой выбор (простите за каламбур). Я меняла страны, города, профессии, мужчин - лишь бы не останавливаться, не признавать, что вот, это оно, я выбрала. Я стремилась успеть везде и нигде, чтобы как можно дольше оставаться в состоянии невыбора, не привязываться, не врастать корнями, проживая сплошные демо-версии – как будто это не выбор сам по себе.
За последнюю неделю #откровенныйвторник – я начала выбирать.
Пока что – методом исключения, убирая то, что мне не подходит сейчас.
Полгода назад я сказала, что не хочу больше заниматься ивритом, это больше не радует. Принять окончательное решение было страшно, поэтому я осталась в какой-то серой зоне – не набирая больше новых учеников, постепенно сокращая. Я все ждала, что кто-то выберет за меня – перестанет ходить, найдет себе другой язык, - и я смогу развести руками и сказать «ну вот все и разрешилось».
Но когда мы даем другим людям возможность выбирать за нас, они выбирают то, что (сюрприз!) нравится им самим. Мои ученики никуда не торопились уходить – они занимались, а я продолжала ждать, когда произойдет что-то, что закроет для меня необходимость решать – вот когда начну нормально зарабатывать консультациями, вот когда сделаю сайт, вот когда перееду.
Еще когда я была наемным работником, я вечно увольнялась в никуда, и мама хваталась за голову – «ты хотя бы найди новую работу сначала!», - а я не могла терпеть. Я знала - когда я достигаю точки, в которой предпочитаю, чтобы меня сбил автобус по дороге в офис, лишь бы там не появляться, пора валить.
Раз я не могу выбрать в какую дверь идти, раз они все открыты – надо начать с того, чтобы закрыть те, которые мне сейчас не подходят. И я закрыла – объявила ученикам, что с первого июля больше не будет занятий.
Однако я не только боюсь выбирать, я еще панически боюсь того, чтобы меня выбирали - и тут даже не важно, выберут или нет, - меня пугают оба варианта, просто по-разному.
На последней телесной терапии вдруг вылезла паническая боязнь соревнования – это не новость, но я была уверена, что красиво решила этот вопрос полиаморией – если нет необходимости выбирать, то по сути ты вне соревнования. Но все оказалось масштабнее – и, хотя мне удалось вырваться из семейной системы на максимум (при желании сохранить отношения), эта система продолжает отравлять мне жизнь, напрямую влияя на мои отношения.
В пятницу сказала маме, что эту дверь я тоже закрываю – очень долго я ждала, когда она что-нибудь изменит, когда она начнет двигаться мне навстречу, но, как и с учениками – мама предпочитала тянуть меня к себе. Для нее мысль, что ее дочери не будут общаться – невыносима, а для меня неприемлема идея дружить с сестрой. Теперь у нас либо получится создать свою личную систему отношений, либо я буду совсем отдельно.
Капитализм принес диктатуру выбора.
Я же хочу хотя бы сократить количество вариантов.