С тех пор как я впервые прочитал о дзен-буддизме и даосизме, я остаюсь очарованным идеей освоения стрельбы из лука по методике дзен. Она выражает суть концепции пиковой производительности без какого-либо беспокойства по поводу производительности как таковой. Будучи подростком, я думал об атлетах, действующих в зоне оптимальной производительности, как о монахах, практикующих западную разновидность медитации. При таком замедленном выполнении идеального выстрела из лука вы полностью погружаетесь в процесс, не стремясь к будущей цели или к достижению какого-то конкретного спортивного результата.
Парадокс заключается в том, что профессиональные спортсмены должны быть предельно сконцентрированы на достижении цели, но для выхода на оптимальный уровень игры им необходимо сосредоточиваться на текущем моменте. Любые мысли о будущей цели или об оставшемся на секундомере времени будут выталкивать их из зоны оптимальной производительности и возвращать обратно к обычной спортивной борьбе под руководством их сознания.
Билл Коул, автор книги «Отчет тренера, руководящего мысленной игрой», утверждает, что «Тайгер Вудс не направляет взгляд на цель. Вместо этого он сосредоточивается на процессе игры. Это миф, что во время соревнований великие атлеты сосредоточены исключительно на мысли о победе… На чем действительно сосредоточены эти спортсмены, так это на процессе. Тайгер превосходно умеет концентрироваться на том, что происходит „здесь и сейчас“».
По мере того как вы учитесь выходить за пределы своей повседневной самоидентификации, чтобы жить с опорой на сильнейшее «я», вы повышаете шансы на достижение внутреннего покоя и максимальную реализацию своего потенциала. При этом вы с удовольствием пребываете в текущем моменте, зная, что согласованное функционирование на оптимальных уровнях не достигается за счет усилий претенциозного и постоянно сражающегося эго. Это почти что одухотворенная практика, подобная тому, как серфер составляет единое целое с волной, влюбленный открывает свое сердце возлюбленной, а скайдайвер вверяет себя матери-природе, говоря: «Я не знаю, как это сделать без твоей помощи. Яви мне чудо». Если вы будете настойчиво пытаться проявить себя в жизни, та, в свою очередь, ответит вам: «Да, я здесь с тобой. Ты не должен знать, как делать это в одиночку. Просто покажи, что ты сосредоточен на настоящем, и жди чуда».
Большинство из нас ощущают этот веселый дух игры, находясь в отпуске. Когда мы далеки от повседневных забот, мы хотим забыть о неотложных делах и говорим себе: «Я не буду тревожиться в течение двух недель. Что бы ни произошло, я собираюсь провести это время весело! Я намереваюсь насладиться жизнью». И мы действительно пускаемся в разные авантюры, не зная, что нас ждет впереди. Мы не можем совершить ошибку, потому что не знаем, какие правила для этого следует нарушить. Всему мы учимся впервые и заново осваиваем лежащий перед нами новый мир — во многом подобно малышу, делающему первые шаги. И вновь мы переживаем детский роман с жизнью и восторг от нашей способности легко и полностью сливаться с этим миром.
👽 Как сфокусироваться на задаче
Помните, что вы не должны ждать, пока ваше эго почувствует себя уверенным, мотивированным и всезнающим. Первый шаг к высвобождению ограниченной идентичности и расширению до размеров сильнейшего «я» заключается в простом выявлении своих начальных реакций и внутреннего диалога. Используя точку зрения и роли своего «я», вы можете действовать оптимально, сосредоточиваясь на задаче, а не на страхах и отвлекающих факторах. Чтобы достичь оптимальной личной производительности, делайте следующее:
Отмечайте, когда язык и чувства вашего ориентированного на эго мышления сосредоточены на прошлом, будущем или на самокритике.
Просто наблюдайте и идентифицируйте чувства (обычно это тревога и переживания), которые возникают при мыслях, ориентированных на эго. Это не время отвлекаться на споры с ними.