Как океан и деревья лишены ума,
но колеблются [от ветра],
так и сознание-основа
активно [лишь] в зависимости от тела.
36. Если вполне понимаете, что
«без тела сознание не существует»,
также скажите, какое может быть
[у сознания] индивидуальное самосознание12?
37. Говоря, что индивидуальное самосознание [существует],
также утверждают, что оно [есть] вещь13
,
но при этом же говорят:
«Нельзя сказать: “Вот оно!”».
38. Чтобы убедиться самим
и убедить других,
мудрые всегда действуют
без [логических] ошибок.
39. Познающее познает познаваемое;
без познаваемого нет познающего.
Почему же тогда не признать, что сознаваемый объект и
сознающий субъект [сами по себе] не существуют?
40. Ум – лишь название.
Отдельно от названия он не существует.
Сознание следует считать лишь названием.
Название также не имеет самобытия.
41. Победители (будды) не находят ума
ни внутри, ни снаружи,
ни между этими двумя [положениями].
Следовательно, ум иллюзорен по природе.
42. Ум не имеет отличий по форме и цвету,
[он не делится на] объект и субъект,
Мужской, женский
Бесполый и иной
43. Короче говоря, будды не видят
того, что невозможно увидеть.
Как они могут видеть самобытие в том,
что лишено самобытия?
44. «Предмет» есть умопостроение (викальпа).
Отсутствие умопостроений – пустота.
Там, где проявляются представления,
какая может быть пустота?
45. Татхагаты не считают ум
сознающим или сознаваемым.
Там, где есть сознающее и сознаваемое,
нет пробуждения.