Size: a a a

Чат канала @the_Buddha

2021 April 12

A

Aleks773 in Чат канала @the_Buddha
источник

A

Aleks773 in Чат канала @the_Buddha
Дзэн и традиция буддизма

Основные понятия

...

Архат и бодхисаттва

Традициям Тхеравады и Махаяны присущи различные концепции природы идеального человеческого существа. Идеал Тхеравады — архат, тот, кто полностью избавился от ограничивающей человека привязанности к семье, собственности и удобствам, чтобы стать совершенно независимым от этого мира. Архат буквально означает «тот, кто убил врага» или тот, кто преодолел все страсти в процессе интенсивных духовных упражнений. Архат, как правило удалившийся от мира монах, сумел избавиться от гордыни, себялюбия, ненависти и алчности, став мудрым и сострадательным.

Один буддистский текст описывает архата следующим образом:

«Он прилагал усилия, он бился и боролся, и наконец он понял, что этот круг «Рождения и Смерти»… пребывает в постоянном движении. Он отверг все условия существования, которые обусловлены совокупностью обстоятельств, поскольку они в силу своей природы обречены на порчу и разрушение, изменение и уничтожение. Он отказался от всего «загрязняющего» и обрел архатство… Золото и ком земли стали для него равнозначными. Небо и ладонь его руки стали в его понимании одним и тем же» (in: Conze, 1959 а, р. 94).

«Пусть другие обретают Просветление; я не вступлю в Нирвану, пока последняя травинка не обретет Буддовость» (Bodhisattva vow19 in: Conze, 1959 b).

Архат добивается нирваны, освобождения от страдания путем искоренения страсти. Человек, преобразившийся подобным образом, воспринимает нирвану как абсолютную истину или конечную реальность, состояние, выходящее за рамки этого мира вечно меняющихся феноменов.

Идеал Махаяны — бодхисаттва, буквально «просветление-существо». Бодхисаттва — это глубоко сострадательное существо, которое дало обет оставаться в мире до тех пор, пока все остальные не будут избавлены от страдания.

Правильно понимая принцип отсутствия «я», бодхисаттва осознает, что он является составной частью всех остальных наделенных чувствами существ и что, пока все существа не избавятся от страдания, он не сможет добиться полного освобождения. Бодхисаттва дает обет не вступать в нирвану, пока не обретет просветления каждое наделенное чувствами существо, каждая травинка.

«Столько существ, сколько их во вселенной… рожденных из яйца, рожденных из утробы, рожденных из влаги или рожденных чудесным образом; имеющих или не имеющих форму; наделенных восприятием, не наделенных восприятием или лишенных и восприятия, и невосприятия (насколько постижима какая бы то ни было мыслимая форма существ) — всех их я должен привести в нирвану» (Diamond Sutra in: Conze, 1959, p. 164).

Сострадание является величайшей добродетелью бодхисаттвы, результатом искреннего переживания страданий всех существ как своих собственных. С точки зрения Махаяны, эта установка равносильна просветлению. В опыте просветления преодолевается не мир, а себялюбивое эго.

Путь бодхисаттвы предполагает отказ от мира, но не от существ, его населяющих. Путь архата придает особое значение поиску внутреннего совершенства и отказу от мира, не акцентируя внимания на служении. Позиция архата заключается в следующем: те, кто желает помочь другим, должны сначала преобразиться сами. Человек, погрязший в заблуждении, неспособен помочь другим или научить их чему-то; следовательно, саморазвитием необходимо заняться в первую очередь.

Эти два идеала можно рассматривать, скорее, как взаимодополняющие, а не как противоречащие один другому. Модель архатства делает упор на самодисциплине, тогда как идеал бодхисаттвы подчеркивает важность служения другим; оба являются неотъемлемыми компонентами личностного роста и развития.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
А с наступлением  полной окончательной париниббаны  - любая педагогическая активность  и деятельность полностью и безвозвратно заканчивается всё равно.  ☝️☝️🙂    Арахант всецело и полностью пробуждён.  Бодхисатта - нет,  это объятое невежеством существо. Араханта (будду)  ничем не дополнишь, к совершенству ничего  не прибавишь.
источник

EC

Emmanuel Chesterfiel... in Чат канала @the_Buddha
да, только мы не знаем что там в париниббане =)
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Обучения и второй смены - мы точно знаем, что там нет уж точно.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Из известного нам и доступного нашему восприятию и пониманию - там  100% нет ничего.  Потому что мы знаем только самсару. А в Ниббане нет ничего от самсары.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Ниббана - это  не-самсара, конец самсары. Её прекращение.
источник

A

Alexander in Чат канала @the_Buddha
Смотря из какой традиции ты исходишь.  Я не против употребления в каких-то традициях своей терминологии.  Пусть используют. Я говорю о том, как это понимается в рамках своей. Что возможно, познать взаимозависимость до определенного уровня, и быть способным  к неэгоистическим действиям. При этом, не иметь развитого сострадания, В силу чего твоё поведение может например отталкивать от дхармы,  когда ты не принимаешь другого, не видишь его ценности и не понимаешь ее.( не говоря о других уровнях сострадания) Когда твои методы - не развиты.  Архатство не единственный путь.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Если судить по ПК  и суттам всех Ранних школ,  -  Будда учил, что единственный.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Будда сам о себе прежде всего говорил что сам он - Арахант.  ☝️🙂   Просто первый. Первый среди равных. Главный.
источник

A

Alexander in Чат канала @the_Buddha
Ключевое тут, "если судить по ПК." Против чего нету никаких возражений, если вы в традиции следующей ПК. Но она не одна и о ней речь не идет.
источник

EC

Emmanuel Chesterfiel... in Чат канала @the_Buddha
у вас там если действительно убрать бодхисатв элемент, вся система рушится.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Ну конечно же. Этого вполне достаточно.
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
+++
источник

A

Alexander in Чат канала @the_Buddha
А зачем их убирать?)
источник

О@

Олег @NiMa in Чат канала @the_Buddha
Потому что изначально их не было. Это новая идея. Нововведение.
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
это же здорово )
источник

A

Alexander in Чат канала @the_Buddha
(с) Мнение одного из Тхеравадинов.
источник

VS

Vadim Shumilov in Чат канала @the_Buddha
система развивается
источник

*

*BANZAY* in Чат канала @the_Buddha
Снова мы спорим кто круче, какое вообще это имеет значение?
Махаяна не акцентирует внимания на такие понятия Архант и Бодхисаттва,- это одна и та же Буддовость.
Хотя каждое направление придаёт этому какое-то значение.
источник