
Эти темы требуют отдельного развернутого анализа. Но мы бы хотели остановить наше внимание на другой детали реформы, не самой сенсационной, но все же важной.
В администрации президента давно ломают голову над проблемой федеральных округов. Они были созданы в первый президентский срок Путина для укрепления «вертикали власти» и «усмирения региональной фронды». Кто только не был полпредом президента, отметился даже нынешний замглавы АП Сергей Кириенко. В те годы быть полпредом было почетно, теперь это место политической ссылки. Реальных полномочий у них уже нет, сверхцентрализация вершится и без их участия. Тем более что создается еще один дополнительный институт для координации деятельности регионов - Государственный Совет. В этой новой
архитектуре полпреды совсем теряются.
Пока окончательного решения по судьбе округов нет. Но найден выход, чтобы вдохнуть в этот проект новый общественный и политический импульс. Судя по всему с осени будет проводится ротация столиц округов. То есть раз в год центр полпредств будет меняться.
К примеру, Нижний Новгород - столица ПФО - уступает столичный статус Казани, далее Уфа, Киров и так далее. Это позволит аппарату полпредств не засиживаться на одном месте, а заниматься проблемами каждого конкретного региона. Более того, такой подход позволит «взбодрить» депрессивные областные центры, повысить их статус, притянуть инвестиции, проводить крупные имиджевые форумы, что важно для делового самочувствия городских агломераций.
Работа с «рассерженными горожанами» одна из главных сейчас для команды Кириенко. Политическая нестабильность нарастает из больших городов. Села и малые города является по большей части лоялистскими.
Пока что проблемой видится сам процесс кочевания бюрократического аппарата из города в город. Придется решать вопрос со зданием и размещением чиновников, притиркой с местными элитами. Но перед решением масштабной задачи такая техническая деталь не выглядит серьезной.
Хотелось узнать мнение коллег.