Итоги года. Мусорная реформа
Передел всего мусорного рынка – самый неоднозначный процесс 2019 года. Имея вполне благую цель: выстроить все этапы под единого оператора, схема принялась буксовать и тормозить в самых неожиданных местах, причем каждый регион отличался чем-то своим. Промежуточный итог известен: министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин месяц назад назвал 16 регионов, которые близки к «мусорному коллапсу» в случае очередного затыка в работе регоператора. 8 из 16 – это Сибирь: Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Томская область. И хотя полпред президента в СФО Сергей Меняйло еще не принялся бить в набат, после заявления Кобылкина ситуация выглядит «аховой», если не сказать хуже. В чем причины?
Во-первых, упущена информационная составляющая. Редкий сибиряк способен объяснить, чем отличается мусорная реформа от прежнего порядка вещей и в чем «плюсы» и «минусы». Никто не занимался информированием о составляющих тарифа, никто не объяснял, кто и как будет вывозить мусор. Никому в голову не приходило на пальцах разложить, какими будут первые месяцы реформы. И, разумеется, никто детально не рисовал картину, что и как сегодня происходит с мусором и почему правительство дошло до мысли введения единого регионального оператора. Эта проблема – системная. На всех уровнях власти.
Во-вторых, региональные операторы переоценили свои возможности. Здесь причина многогранная, потому что идейные вдохновители реформы так и не определились, чего они хотят: очищать города и деревни или зарабатывать. Совместить эти две направления оказалось проблематичным. Тогда и получается, что можно зарабатывать, но вместе с этим будет и возмущение алтайцев, новосибирцев, кемеровчан и красноярцев, что «мусор не вывозится и не убирается». А если исполнять свои контрактные обязанности, как это было прописано изначально, то вдруг выяснится, что доходы не могут покрыть все издержки и тогда условная «Экология-Новосибирск» будет вправе подать в суд, чтобы востребовать долги. На самом деле винить только идеологов реформы неправильно, ошибка глубже – 44 федеральный закон и цена как основной критерий. Не всегда самая низкая стоимость услуг будет самой качественной.
В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов политический фактор. Наличие тех или иных региональных операторов иногда связано с не дешевизной предоставляемого спектра услуг, а с принадлежностью к тем или иным группам влияния. Группа компаний «ВИС», владеющая новосибирским оператором «Экологией-Новосибирск» ведет несколько крупных концессионных проектов в Новосибирской области, которые вызывают вопросы в целесообразности, как у населения, так и у депутатов. В тоже время парламентарии и спикер Законодательного собрания региона Андрей Шимкив искренне удивляются, как это московские субподрядчики смогли обойти новосибирские компании в контрактных процедурах. И дело здесь не в местечково-квасном патриотизме, а во вполне понятных лоббистских настроениях.
Все выглядит вполне поправимо. На территории Сибири отсутствуют глубоко кризисные ситуации вроде Шиеса, а там, где мусорные полигоны возникают стихийно как в Красноярском крае, еще может хватить губернаторской воли, чтобы решить проблему. Другое дело, совсем непонятно, кто возьмется за анализ всей ситуации и поиска комплекса мер.