Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 16
Научно-образовательная политика
Нина Яныкина, генеральный директор, ректор Университета 2035, для @scienpolicy и @go_university@scienpolicy и @go_university:

«Точки кипения», в том числе университетского формата, становятся сегодня, с одной стороны, востребованной площадкой для тестирования лучших цифровых практик в сфере образования, а с другой, – эффективным инструментом для цифровой трансформации системы образования, для использования цифровых EdTech-сервисов и продуктов в университетах, для их приземления в реальной деятельности. Речь идет об использовании технологий искусственного интеллекта, о работе с данными и принятии на основе анализа данных разного рода решений, в том числе управленческих. Краеугольным камнем развития системы образования становится внедрение индивидуальных образовательных траекторий, когда возможность для развития получает каждый человек – вы учитесь именно тому, что вам необходимо, и в комфортном для вас темпе. И наконец «Точки кипения» создают основу для эффективного сетевого взаимодействия вузов, образовательного сообщества.

Уверена, что первая международная «Точка кипения», которая сегодня открылась в Казахстане, станет площадкой для апробации и обмена лучшими практикам между университетами, технологическими командами, EdTech-компаниями на качественно новом, международном уровне».

В церемонии открытия приняли участие специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, заместитель гендиректора АСИ Дмитрий Глушко, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев и президент университета Асылбек Кожахметов.

На базе «QAINAR BULAQ. Точка кипения-Алматы» будут проводить мероприятия для жителей города по темам: образование, туризм и развитие городов, перспективные направления развития бизнеса, новые технологии – большие данные и искусственный интеллект.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Итоги заявочной кампании ХVIII Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна — моя Россия»

О результатах заявочной кампании, промежуточных итогах заочной экспертизы проектов, а также о том, как будут проходить очные этапы в этом году, расскажут:

Лилия Гумерова — председатель комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре;
Алексей Агафонов — заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»;
Денис Аширов — директор департамента государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования РФ;
Александр Федоров — ректор Балтийского федерального университета;
Лариса Пастухова — руководитель всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия»
Дмитрий Шишкин — директор департамента развития персонала и сопровождения проектов «Роскосмоса».

Подключайтесь к трансляции сегодня в 10:00

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
Просвещение: достижения и зоны роста

В первый рабочий день после Дня России президент Владимир Путин провёл встречу с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

По многим темам - например, выплатам учителям и строительству учебных заведений - разговор прошёл в атмосфере всеобщего взаимопонимания и удовлетворения. Так же как и по вопросам успехов школьного образования и воспитания. Но были и более неоднозначные сюжеты.

Владимир Путин призвал допустить родителей к контролю качества питания школьников. Причём имел в виду глава государства родительские комитеты и иные формы самоорганизации родителей.

Сергей Кравцов рассказал главе государства, что к работе привлекается  Российская ассоциация родителей. Имел в виду он Национальную родительскую ассоциацию. Хотя остаётся вопрос, не слишком ли это бюрократизирует гражданский контроль со стороны родителей над качеством школьного питания. И такой ли формат имел в виду президент Владимир Путин.

Второй дискуссионный момент состоялся при обсуждении конкурса «Учитель России». Президент в своё время загорелся идеей сделать из него настоящее реалити с массированным освещением во всех возможных СМИ.

Сергей Кравцов, конечно, отчитался, что работы ведутся. Но осталось ощущение, что Владимир Путин имел в виду несколько больший масштаб и интенсивность заряда публичности.

Впрочем, эти моменты - скорее зоны роста для будущей ещё более тесной синхронизации стратегического целеполагания прорыва со стороны главы государства и рутинной практической конкретики в работе профильного министра.

Зато особенно в русле важных системных процессах прозвучали слова Сергея Кравцова о профориентации школьников «Билет в будущее» (напомним - это инициатива самого Владимира Путина) на базе парков «Россия - моя история» (а это - флагманский проект митрополита Тихона). Напомним, что в том же формате помимо профориентации школьников запущена и подготовка школьников к ЕГЭ по истории.

Будущее - это как раз то, на что ориентирует все элиты и всех управленцев глава государства. В этом движении особенно важна работа с молодёжью - создание возможностей и механизмов поддержки. В этом у главы государства и министра просвещения единый подход, а конкретику всегда можно донастроить в рабочем порядке.

Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65862
источник
Научно-образовательная политика
Зеркало Питер-Якутск

В СВФУ в рамках соглашения с федеральным Центром НТИ «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий «СПбПУ» создан первый центр компетенций.

Представители СВФУ и Питерского Политеха поделились с НОП мнением о значимости соглашения.

Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ для НОП:

«Предложенный Центром НТИ СПбПУ формат Зеркальных инжиниринговых центров уже хорошо зарекомендовал себя и стал хорошей базой для разития партнерства: вместе с СВФУ у нас стало 12 центров по всей России!

Отличительной чертой формата является его нацеленность на развитие («отзеркаливание») компетенций через реализацию конкретных проектов. И здесь нужно отметить грандиозность проекта, определенного для работ в рамках объединения организаций: проектирование мостового перехода через реку Лена в районе Якутска.

Проект не только интереснейший и достойный для сотрудничества, с точки зрения исследований, разработки, развития компетенций, но это и проект, имеющий большое экономическое значение для России, особенно, для развития Северо-Восточного региона».


Петр Иванов, проректор по цифровому развитию СВФУ для НОП:

«В первом приближении это дополнение спектра ДПО и старт цифровой перезагрузки контента направлений подготовки студентов и аспирантов в сторону конкурентной борьбы.

Стало понятно, что теперь нам предстоит готовить лидеров цифровизации во всех промышленных и инфраструктурных отраслях региона. И это уже не «цифра» в чистом виде, а мультискилловые инженеры.

Спрос на рынке уже есть, недавние стратегические сессии правительства региона по вопросам цифровизации только лишь подтверждают, что рынок готов и остро нуждается в насыщении специалистами нового поколения.

В данном случае у нас имеется международный центр Future Skills: NEFU, который и занимается задачей подготовки студентов и команд глобально конкурентоспособных высокотехнологичных специалистов.

Именно центр является причиной того, что в копилке вуза появилось историческое достижение – первая в истории Якутии серебряная медаль 45-ого мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019.

На базе Future Skills: NEFU как логический этап эволюции создан инжиниринговый центр НТИ. Таким образом, мы готовим силы для реализации полноценного центра компетенций не только в цифровом инжиниринге или по перспективным технологиям, а способного дополнять развитие всех структур университета. Так мы созреем к технологическому скачку».

Роман Гоголев, руководитель Центра компетенций НТИ в Якутии для НОП:

«Давать прикладные навыки в том, где рынок развивается быстрее, чем образовательные стандарты, мы умеем.

В штате есть федеральные эксперты (аддитивные технологии, промышленного дизайга, BIM, PLM, CAD\CAE), чемпионы профессиональных соревнований от прикладного программирования до обратного проектирования и тренера национальной сборной WorldSkills Russia. Поэтому, в первую очередь, будет увеличение доли группового проектного обучения, основанного на задачах реального сектора экономики, и разработках цифровых двойников в рамках цифрового проектирования хай-тек изделий и технологических процессов.

Затем уже начнем снабжать инженеров инжинирингового центра «падаванами» из числа аспирантов и студентов – последние уже могут начинать стартапы, обновлять число научно-технических проектов для своих кафедр, изготавливать на инфраструктуре центра свои продукты от идеи до реального адекватного прототипа, а также строить свои индивидуальные треки образования.

Думаю, это еще будет хорошая площадка для хантинга по поиску работников для производственных компаний региона.

На практике до создания центра НТИ мы уже пилотно обновили перечни технологий и направлений кафедры «Электроснабжение» – там готовятся полноценные BIM-координаторы, CAD-CAE специалисты цифровых двойников электромеханического оборудования и прикладных программистов для внедрения тех же микрогрид и SCADA-систем».
источник
Научно-образовательная политика
Бесшумные дороги - для качества жизни

Проект с участием МАДИ @madi_university выиграл конкурс на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств в рамках Постановления Правительства РФ № 218. Конкурсная комиссия высоко оценила заявку на разработку шумозащитных экранов, особо отметив ее актуальность.

В ходе выполнения проекта ученым МАДИ, совместно с коллегами из Института проблем химической физики и ГК «Сторхан», предстоит разработать инновационную технологию производства высокотехнологичных шумоподавляющих панелей с применением полимерных материалов.

Защитные панели уже стали неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры и существенно повышают качество жизни на прилегающих к трассам территориях, однако нуждаются в совершенствовании конструкций, материалов и технологий.

В настоящее время МАДИ является одним из признанных лидеров в стране, ведущим научным центром по разработке шумоподавляющих панелей.

В рамках проекта будет разработан и внедрен в производство новый инновационный вид композитного ячеистого шумопоглотителя, состоящий из трубчатых элементов, работающих по принципу акустического кристалла. Для внешних панелей звукопоглощающих экранов будет разработана рецептура и технология производства защитных лакокрасочных покрытий.

Ожидается, что новые панели не будут иметь аналогов в российском производстве и позволят эффективнее развивать дорожную инфраструктуру.

Результаты проекта будут способствовать развитию транспортной инфраструктуры России, улучшат уровень жизни граждан и обеспечат создание нового высокотехнологичного производства.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ для НОП:

«Обеспечение комплексной безопасности и экологичности транспортных магистралей сегодня является одним из главных трендов отрасли. Причем, в отличие от прежних подходов, он понимается широко, в комплексе. Не как безопасность дорожного движения в привычном всем нам понимании. Но как непричинение вреда для здоровья всех, кто находится на дороге и рядом с ней.

Это касается уменьшения вредных выбросов и частиц износа шин (и здесь у МАДИ есть серьёзные исследования), и внешнего цифрового контроля за состоянием водителя, и предотвращения акустического шума от трасс.

Последней теме и посвящён новый проект вуза. Совместно с партнерами мы будем делать системы шумопоглощения более эффективными. А значит, всем, кто находится в непосредственной близости от автомагистралей, жить станет комфортнее и легче».
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки-2020: итоги

Завтра, 17 июня, состоится итоговое заседание Коллегии Минобрнауки. Повестка краткая и емкая – доклад министра науки и высшего образования Валерия Фалькова о результатах деятельности ведомства в 2020-м году и актуальных задачах на 2021-й. На сайте Минобрнауки размещены тезисы и план доклада.

Для удобства и наглядности ключевые результаты работы в 2020 году представлены в виде презентации, а планы на текущий – в декларации целей из задач.

Основные достижения за трудный коронавирусный 2020-й год были уже много раз презентованы и обсуждены, равно как понятны и ясны цели и задачи на 2021-й: нацпроект «Наука и университеты», госпрограмма НТР, реализация Послания Президента Федеральному Собранию и адресных поручений, развертывание новой системы управления научно-технологическим развитием, проведение Года науки и технологий.

Однако, в рамках предвыборных баталий подобный отчет важен и своевременен – он помогает по достоинству оценить значимые достижения Валерия Фалькова и его команды.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у нашего друга, ректора Астраханского государственного университета Константина Маркелова.

Константин Алексеевич личным примером показывает, как не самый большой региональный вуз может быть не только лидером на своей территории, но активным участником и даже модератором федеральной научно-образовательной повестки.

С днём рождения!
источник
Научно-образовательная политика
Астраханские стартапы

В Астраханском госуниверситете в этом году студенты впервые представляют свои выпускные квалификационные работы в формате стартапа. Некоторые проекты уже на этапе разработки нашли отклик со стороны бизнеса, сумели привлечь предпринимателей в команды выпускников-разработчиков стартапов.

При подаче заявок студенты предлагали бизнес-решения в области проектирования индивидуального модульного жилья, проект центра виртуального инжиниринга, разработки инструментов умной робототехники, мобильного приложения с туристическими сервисами, биотехнологических продуктов, создание футуристического хостела, производства брендированной текстильной продукции и другие сервисы. В качестве выпускной работы оформляются и защищаются в формате стартапа не только цифровые, высокотехнологичные разработки. Структура проектов зависит от специализации университета и таланта выпускников.

На финишную прямую вышли три стартапа:
–  Разработка финансовой модели для мобильного приложения «Точка отправления». Это планировщик с популярными туристическими маршрутами, вспомогательной информацией и навигацией в онлайн- и офлайн-режимах.
–  Центр виртуального инжиниринга, на базе которого предлагается разрабатывать приложения и программное обеспечение по оказанию различного рода услуг населению региона. В частности, это изобретения и «умные» медицинские устройства на основе технологий искусственного интеллекта.
–  Изготовление линейки брендированной продукции на уроках технологии. В основе проекта лежит технология пошива мягких игрушек – символов факультетов АГУ с вышитым логотипом университета. Производство находится на базе университетской школы швейного мастерства, его технология может быть адаптирована под любой вид текстильного изделия и любое изображение бренда.

«Проекты стартапов наших выпускников – это, прежде всего, результат работы студенческих команд. Невозможно разработать бизнес-модель компании без привлечения профильных специалистов в области финансов, маркетинга, социальных коммуникаций, психологии. Нашим выпускникам удалось собрать вокруг себя квалифицированные команды, распределить функции и задачи по разработке и продвижению продуктов, что говорит о высоком уровне сформированности предпринимательских навыков будущих специалистов»,ректор Астраханского госуниверситета Константин Маркелов для НОП.
Защита дипломов в форме стартапов пройдет в конце июня в центре «Точка кипения» АГУ.
источник
Научно-образовательная политика
Наука-бизнес: целевая модель ТПУ

Томский политех посетила делегация Научно-технического центра «Газпром нефти», которую возглавил почетный выпускник ТПУ Алексей Вашкевич. Стороны обсудили перспективы сотрудничества как по традиционным областям, так и по тем прорывным направлениям, что университет избрал в качестве ключевых для себя.

Траектории развития презентовал и.о. ректора вуза Андрей Яковлев. Среди них особо выделяется водородная тематика. ТПУ является одним из ключевых стейкхолдеров Консорциума водородных технологий.

«Основная задача консорциума – стать площадкой для создания проектных команд, проектов и их реализации. Сейчас ТПУ представлен на всех ключевых площадках, где принимаются решения по развитию водородного уклада в РФ», – подчеркнул Андрей Яковлев.

Водород как и атомная (в том числе – термоядерная) энергетика – это будущее, в котором нужно не только заниматься лидирующие позиции и нарабатывать компетенции (как это делает Томский политех), но и всерьез пересматривать стратегическое развитие компаний, особенно сырьевых. В этом плане компетенции «Газпром нефти» в профильных областях могут стать серьезным технологическим подспорьем в трансферный период смены главных энергоносителей.

Стоит особо подчеркнуть, что водородный трансфер происходит параллельно с резкой актуализацией эколого-климатической повестки. Сейчас взят практически безальтернативный курс на зеленую энергетику и углеродную нейтральность. В этих вопросах, в частности, возможно сопряжение водородных и нефтегазовых технологий.

Вместе с тем – зависимость современной цивилизации от нефти и газа не исчерпывается исключительно сжиганием их для получения электроэнергии. Среди всех отраслей от ископаемого топлива сильно зависит химия. ТПУ и «Газпром нефть» имеют совместные проекты для трудноизвлекаемых запасов.

«Партнерство «Газпром нефти» и Томского политехнического университета – целевая модель взаимодействия науки и бизнеса. Совместно с вузом и «Газпромнефть-Восток» мы реализуем проект «Палеозой» – это сложная задача по подбору технологий для новой категории запасов, которые пока остаются практически нетронутыми. Это колоссальный потенциал и возможность для развития технологических, цифровых и инженерных проектов, в том числе вместе с ТПУ. Я уверен, что партнерство и непрерывный взаимообмен опытом и видением результата, ясное понимание стратегических ролей компании и университета позволят нам достичь прорывных бизнес-решений», – отметил Алексей Вашкевич.

Действительно – компания и Томский политех во многих смыслах являют собой образец взаимодействия науки, высшего образования и бизнеса. Алексей Вашкевич обозначил этот формат как модель сотрудничества в формате «совладелец – совладелец». А Андрей Яковлев раскрыл ключевые направления взаимодействия: «Мы видим несколько моделей: аутстаффинг — вовлечение сотрудников университета в решение задач компании, стартап для проверки бизнес-гипотез, исследовательский аутсорсинг по направлениям диверсификации бизнеса, внутреннее предпринимательство, совместные поисковые исследования, франшиза образовательных программ и совместных исследований».

Второе стратегическое направление развития ТПУ - «краевые вычисления и краевой искусственный интеллект». Цель – стать интегратором национальной кооперации по созданию платформы краевых вычислений. А основные задачи в этом направлении — создать исследовательско-инновационный центр мирового уровня в области краевых вычислений и краевого искусственного интеллекта, разработать полные производственные цепочки совместно с промышленными партнерами под новые технологии и прогнозируемую потребность микроэлектроники и аппаратной базы.

У «Газпром нефти» и Томского политеха очень широкий набор возможных направлений сотрудничества. При этом для университета важно понимать, что ряд перспективных научно-технологический направлений являются сквозными – и слишком масштабными для региональных или отраслевых партнеров. С ними нужно выходить на федеральный уровень.

Подробнее: https://news.tpu.ru/news/2021/06/15/38598/
источник