Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 31
Научно-образовательная политика
Цифровая медицинская наука (2/2)

Александр Природов, заведующий отделением неотложной нейрохирургии НИИ СП им Н. В. Склифосовского, д.м.н., проф. кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом комплексной реабилитации РУДН, специально для НОП:

«Коллаборация медицинских специальностей разного профиля и IT – это очень здорово, сейчас без современных технологий никуда. Это как раз то, о чём я и мои коллеги рассказывали на этой уникальной конференции. Без информатизации всё, что мы делаем, невозможно никак проанализировать. Если будут какие-то информационные системы, если мы будем так же собираться и говорить друг другу, что нужно делать, или мы как потребители будем обращаться к разработчикам (как раз такими вопросами занимается ИСП РАН) – тогда мы сможем собрать весь имеющийся материал.
 
Качество лечения определяет анализ данных. Чем лучше анализ и чем больше данных, тем лучше оказание медицинской помощи, тем качественнее базовое лечение. Чтобы сделать свою систему, нужно постоянно собираться, общаться и озвучивать свои желания и потребности. Поэтому это очень важная конференция в структуре всего медицинского сообщества.
 
[Об IT-коллаборации с академическими институтами] Всё держится на энтузиастах, на молодёжи, которая интересуется, которая хочет что-то продвигать в нашей стране. Это заведомо сложная цель, ее нельзя достичь быстро.  Успешная молодежь, как, например, ребята из ИСП РАН, как раз слышит, что мы хотим как врачи, как потребители продукта. Они будут генерировать эти решения, что приведёт к появлению новых специальностей на стыке IT и медицины».


Симон Мацкеплишвили, заместитель директора Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова (МНОЦ МГУ) по научной работе, член-корр. РАН, д.м.н., профессор, специально для НОП:

«Важность конференции, в первую очередь, заключается в том, что современная медицина, как и современная наука, а мы говорим о современной медицине как о науке, невозможна без адекватных, современных и даже уходящих вперед методов обработки данных. Есть такое выражение «Кто владеет информацией - владеет миром». Сегодня мы можем сказать - кто умеет обрабатывать информацию, тот и будет владеть миром.

Если мы говорим о медицине, то очень многие открытия, которые происходят в настоящее время и которые будут происходить в недалеком будущем, будут связаны не только с естественно-научными направлениями (биология, физиология и т.д.), но и с тем, как мы можем анализировать получаемую информацию. Уже сегодня, когда мы используем обычные наборы данных, которыми мы привыкли оперировать, и применяем к ним алгоритмы современной обработки, включающие машинное обучение и системы математического анализа, мы получаем совершенно новые результаты, многие из которых для нас в какой-то степени неожиданны. Они позволяют разрабатывать новые методы диагностики, новые методы лечения и, что самое интересное, нередко они позволяют по-новому понять механизмы развития некоторых заболеваний или клинических состояний. Поэтому я считаю, что это очень важная, первая в своем роде, международная конференция по анализу данных в медицине, а не отдельная, пусть даже специальная, сессия в рамках другого междисциплинарного медицинского конгресса.

Я надеюсь, что эта конференция даст старт многим другим подобным мероприятиям и в нашей стране, и за рубежом, поскольку мы, врачи, ощущаем огромную потребность в кооперации с нашими коллегами – математиками, системными программистами, биоаналитиками. До сих пор такое сотрудничество во многом было виртуальным и декларативным, нежели продуктивным. Я думаю, что это будет старт настоящего сотрудничества и большого прорыва».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Инженерный потенциал века
Завтра в НИЯУ МИФИ подведут итоги Всероссийского инженерного конкурса сезона 2020-2021.
По сути, ВИК, реализуемый ежегодно с 2014 года, стал предтечей нового образовательного направления, где выпускники защищают перед аттестационной комиссией готовый проект, с которым они могут работать сразу после получения диплома. Конкурс предполагает разработку участниками выпускных квалификационных работ как индивидуальных проектов в рамках приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации. По его принципу организована программа «Стартап как диплом», которая должна вовлекать талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства.

Для реализации глобальных инициатив, связанных с научно-техническим лидерством, от которых зависит история страны в ближайший век, у российского образования есть большой задел и потенциал, который необходимо реализовать, выстроив правильные отношения со студентами и выпускниками, которые должны сами почувствовать не только важность своей работы, но и поддержку, в том числе корпораций, которые являются партнерами инженерного конкурса.

Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, рассказал о потенциале конкурса и его значении для выпускников: «Началом проведения конкурса стало решение президента после встречи со студентами, ежегодно конкурс набирает обороты и проводится на более высоком уровне. Мы надеемся, что и далее он будет жить, развиваться, привлекать большее количество участников. А участники, финалисты и победители своим хорошим примером, удачным стартом карьеры будут вдохновлять студентов и выпускников, чтобы активнее участвовать в этом конкурсе смелее мечтать, предлагать свои проекты. Я уверен, что наша страна сохранит и усилит лидирующие позиции на мировой арене в части научно-технологического развития. Те технологии, которые наши студенты предлагают, а многие из них очень смелые, смогут обеспечить научно-технологический рывок и вывести нашу страну в лидеры мировой экономики».

Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ: «Если грубо делить всех выпускников, которые заканчивают технические вузы, их можно разделить на две группы: справа – линейный инженер, слева – разработчик новых технологий, инженер-исследователь. ВИК направлен все-таки на вторую категорию, это те люди, которые будут вносить инновационные решения, новую продукцию и технологии на стыке наук.

Нужно несколько простых рецептов. Должна быть фундаментальная подготовка по естественно-научным дисциплинам на первых курсах. Это обязательное условие, без этого не будет никакой адаптивности к той жизни, которая будет ожидать студента после окончания университета. Ключ для этого дает фундаментальная подготовка на первых курсах. На втором этапе уже практико-ориентированное обучение, его надо проводить с последнего курса бакалавриата, либо с четвертого курса специалитета. Студенту надо уже ориентироваться на то, где он будет работать, хотя бы в укрупненном виде и постигать азы профессии.

Следующая необходимая вещь – цифровизация. Через 10-15 лет все будет роботизировано, будут онлайн-решения и дистанционное управление сложными аппаратами и системами. Все это будет осложняться, но уже сейчас очевидно, что это обязательная часть обучения.
Основное, что привлекает в ВИК – это очень тесное взаимодействие с работодателями. Одно из главных направлений – гармонизация образовательных стандартов и программ.
1065 заявок поступило на участие в конкурсе из 118 университетов, в финале, итоги которого подведем завтра, 122 финалиста, то есть, достаточно жесткий отбор».

Всероссийский инженерный конкурс и дальше должен развиваться, чтобы внедрять не только технологические, но и новые образовательные практики, вовлекая большее количество участников-вузов, которым есть чему поучиться у ведущих вузов, представляющих площадку для его организации.
Подробнее
источник
2021 June 01
Научно-образовательная политика
Какими критериями должен обладать современный кампус? Какими показателями эффективности его оценивать? Ключевые вопросы обозначил вчера вице-премьер Дмитрий Чернышенко на открытии стратегической сессии Минобрнауки России, посвященной созданию и развитию в стране сети современных университетских кампусов.

В стратсессии приняли участие главы регионов, ректоры университетов, руководство ВЭБ.РФ.

Университетский кампус — это не просто архитектурный проект, это важная часть программы развития университетов. При этом необходимо принять во внимание особенности модели университета в каждом конкретном регионе. Кампусы должны включать три составляющие: образование, науку и инновации, при этом обеспечивать комфортное проживание студентов и содействовать их активному образу жизни», — отметил министр Валерий Фальков в рамках стратсессии.

@szhenov для @scienpolicy:@szhenov для @scienpolicy:

По итогам стратсессии я попросил прокомментировать для НОП её задачи вице-премьера Дмитрия Чернышенко:

При создании сети университетских кампусов в России необходимо отталкиваться от лучших мировых практик. К примеру, таким является кампус Венского экономического университета, который реализован по принципу «город в городе» с применением «зеленых» технологий и smart-управления, а также кампусы в Женеве и польском городе Лодзе.

До 1 декабря 2022 года в стадии реализации у нас должно быть не менее трех таких проектов. Мы будем анализировать лучшие мировые примеры студгородков и вместе с губернаторами будем совместно решать эту задачу. Очень важно, чтобы архитектурная концепция каждого кампуса органично вписалась в городскую среду. Конечно, необходимо учитывать инновационный потенциал и особенности территорий и  обеспечить качественный рост экономики страны за счёт синергии научных центров и высшей школы.
Очень хорошо, что тема кампусов станет центральной в сессиях НОП на ПМЭФ с участием глав регионов.


Действительно, тема университетских кампусов станет одной из главных
в запланированных дискуссиях экспертов НОП в рамках ПМЭФ @roscongress. В частности, именно об этом мы будем разговаривать с Глебом Никитиным, губернатором Нижегородской области, Михаилом Алашкевичем, старшим вице-президентом ВЭБ.РФ, а также руководством Самарской, Ульяновской, Пензенской и Тамбовской областей и Татарстана, ректорами ведущих вузов России. Планирую на ПМЭФ обсудить вопрос развития кампусов и в запланированном разговоре с одним из вице-премьеров правительства РФ.

Как отметил вчера Валерий Фальков, современный университетский кампус это больше чем территория университета - он должен стимулировать вуз на его дальнейшее стратегическое развитие.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Александр Мажуга, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, об участии РХТУ в деловой программе ПМЭФ
@roscongress специально для НОП:
@roscongress специально для НОП:

Химическая промышленность – один из главных драйверов экономического развития России, за прошлый год объем российского химпрома вырос на 5,6%. В прошлом году Президент России Владимир Путин заявил, что нужно активно развивать производство малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в России. Для этого важно инвестировать в наукоемкое химическое производство, так называемую «высокотехнологичную химию», в создание химических продуктов с высокой добавленной стоимостью, которые производятся в концепции устойчивого развития.

Это одно из приоритетных направлений для нашей страны и его реализация невозможна без кооперации науки, образования и промышленности. Программа развития РХТУ им. Д.И. Менделеева до 2030 года построена на базе активной работы в консорциумах с индустриальными и научными партнерами. В рамках деловой программы ПМЭФ вместе с нашими стратегическими партнерами мы планируем заключить ряд важных соглашений о реализации конкретных задач, направленных на развитие химической отрасли России.

Планируется подписание соглашения с ГК «Росатом» о развитии научно-технологических и профориентационных проектов, соглашение с АО «Роснано», направленное на развитие экосистемы высокотехнологичной химии, с АО «ОХК «Уралхим» о совместных работах в рамках ИНТЦ «Долина Менделеева» и другими партнерами. Кроме этого, мы планируем подписать соглашение с Правительством Тульской области с целью развития совместных проектов ИНТЦ «Композитная долина» и «Долина Менделеева».

Очень ценно, что в работе форума принимает участие большое количество российских вузов, во многом это демонстрирует стремление университетов ориентироваться на повестку, актуальную для нашей страны. В рамках «ректорского часа ПМЭФ» 2 июня на стенде Росмолодежи (спецпроект Росмолодёжи и НОП) мы обсудим вопросы подготовки специалистов, востребованных индустрией, молодежную науку и пути трансформации университетов.
источник
Научно-образовательная политика
Узбекский приоритет

Ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи выступил модератором III Межрегиональной конференции ректоров университетов России и Узбекистана. Традиционно почетную роль модератора на этой ежегодной конференции исполняет ректор МГУ Виктор Садовничий. В этом году честь выпала Бесариону Месхи, что во многом объясняется схожими научными интересами ДГТУ и вузов Узбекистана.

В ходе мероприятия состоялась встреча руководства ДГТУ и Ташкентского государственного аграрного университета (ТДАУ), где были достигнуты договоренности о совместной реализации проектов в рамках программы научно-образовательного центра Юга России, а также образовательных программ в сфере АПК. Эти договоренности были закреплены в соглашении, подписанном ректорами вузов Бесарионом Месхи и Ботиржоном Сулаймоновым.

Ташкентский государственный аграрный университет – ведущий вуз Узбекистана в сфере научных исследований и подготовки кадров для агроиндустрии.

Инициативы ДГТУ как координатора НОЦ Юга России, поддержаны и АО «УЗАГРОЛИЗИНГ», что подтверждено подписанным соглашением о сотрудничестве между ректором ДГТУ Бесарионом Месхи и председателем правления компании Нодиром Отажоновым.

Россия является приоритетным торгово-экономическим партнером Узбекистана. Одна из важнейших позиций во взаимной торговле – сельскохозяйственная техника.

Бесарион Месхи, ректор ДГТУ, специально для НОП:

«Россия и Узбекистан постоянно развивают сотрудничество как в торгово-экономической сфере, так и в сфере научно-технологического партнерства. Приоритетными направлениями взаимодействия научно-образовательных организаций наших государств являются создание прорывных технологий в области сельскохозяйственного машиностроения, агроиндустрии, а также энергоэффективности и ресурсосбережения при производстве и переработке продуктов питания».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мед-банковская кооперация

О своем намерении поддержать разработку образовательных программ СамГМУ по телемедицине и ИИ объявил Сбер. На рабочем совещании по реализации дорожной карты в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве заместитель Председателя Правления Сбера Ольга Голодец и ректор СамГМУ Александр Колсанов достигли определенных договоренностей по данному вопросу. В совещании приняли также участие представители компаний экосистемы Сбера — СберЗдоровье, группа компаний ЦРТ и СберМедИИ.

Ключевым в дорожной карте стал образовательный компонент, в приоритете— подготовка высококвалифицированных кадров. Сейчас прорабатываются два направления — телемедицина и искусственный интеллект (ИИ) в медицине.

Сотрудники СамГМУ уже активно применяют на практике знания в области телемедицинских технологий, полученные в «Виртуальной школе Сбера» , при консультировании пациентов в отдаленных районах.

В медицину интенсивно внедряются цифровые сервисы на базе ИИ и эти тренды набирают оборот, поэтому важно учитывать их в образовательном процессе. Необходимо развивать и формировать цифровые навыки будущих врачей, фармацевтов, разрабатывать и внедрять программы обучения специалистов, отметила Ольга Голодец.

Второе приоритетное направление — искусственный интеллект в медицине. Отдельно стоит подчеркнуть, что Сбер станет стратегическим партнером СамГМУ в участии в Программе Стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Будут созданы совместные образовательные программы, а возможно даже совместная кафедра и лаборатория. Совместно будут создаваться инновационные продукты по тематике системы поддержки принятия врачебных решений на основе технологий ИИ и телемедицины.

Уже реализуется совместный проект СамГМУ и Сбера по созданию системы телемониторинга для людей с высоким артериальным давлением. Сейчас проходит пилотная апробация на базе НИИ кардиологии СамГМУ на двух площадках — в Клиниках университета и Самарском областном кардиоцентре.

Третьим блок сотрудничества - коммерциализация инновационных решений СамГМУ.

Также сейчас реализуется проект Voice2Med, который внедряется в Клиниках СамГМУ. Это программа для голосового заполнения медицинских протоколов, разработанная группой ЦРТ. Пока ей пользуются только врачи нескольких специальностей.

На совещании Ольга Голодец также рассказала, что Сбер инициировал проект создания новых точек в здравоохранении и предложила сотрудникам СамГМУ присоединиться к обсуждению проекта. Представители университета войдут в состав рабочих групп по своим профилям.

Александр Колсанов, ректор СамГМУ, для НОП:

«Обучающие программы по телемедицине в Сбере есть, мы их изучили, подготовили наших сотрудников. Следующим шагом мы подготовили уже совместную программу по телемедицине. Уже осенью ее выложат на платформу, и по ней смогут учиться не только обучающиеся нашего университета, но и всей страны.

Что касается аппаратно-программных комплексов или программных продуктов, они будут переданы на условиях лицензионного соглашения одной из компаний Сбера для коммерциализации в лечебные учреждения страны».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мордовия-2035

В конце 2020 года врио Главы Мордовии Артёмом Здуновым была поставлена задача по разработке стратегии развития республики до 2035 года. Участие в работе примут организации, которые будут осуществлять взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, представителями реального сектора экономики, профессиональными сообществами и прочими заинтересованными сторонами.

Мордовский университет выступает одной из ключевых площадок для организации данного взаимодействия. 27 мая состоялась встреча с представителями компании «Strategy Partners», которые займутся разработкой дорожных карт по 5 приоритетным направлениям развития Мордовии.

Ректор МГУ им. Н.П. Огарева Сергей Вдовин и руководитель проекта от компании «Strategy Partners» Дмитрий Адов обсудили основные принципы взаимодействия при разработке стратегии развития республики и ключевые подходы к выполнению данной работы. Во встрече также приняли участие представители Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Корпорации развития Республики Мордовия.

Включенность университета в процессы стратегического планирования развития региона имеет ключевое значение в контексте предстоящей программы «Приоритет 2030», в которой вуз намерен принять участие по направлению «территориального лидерство» и стать драйвером инновационного развития территории. Университет планирует выступить также одной из основных площадок взаимодействия в регионе.

Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева, для НОП:

«Мордовский университет видит свою роль в качестве активного участника разработки стратегии развития республики до 2035 года. Вуз обладает большим опытом подготовки стратегических документов. Нашими специалистами разработана программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003 – 2007 годы, Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 – 2018 годы, Инвестиционная стратегия Республики Мордовия, программы социально-экономического развития муниципальных образований РМ, ведомственные программы РМ, инвестиционная стратегия и инвестиционная декларация города Ростова-на-Дону и целого ряда муниципальных образований, которые впоследствии были успешно реализованы.

Кроме того, в университете сосредоточен потенциал научных исследований и инновационных разработок, являющихся основой для развития перспективных отраслей Мордовии. Коллектив вуза обладает интеллектуальным потенциалом и компетенциями в области работы с большими данными и анализа макроэкономической ситуации. А также является ведущим учреждением высшего образования, обеспечивающим подготовку кадров для 95% работодателей региона, тем самым охватывая практически все отрасли и сферы деятельности республики».
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня 1 июня – Международный день защиты детей. Всегда возникает вопрос – от кого и от чего нужно оберегать подрастающее поколение? Казалось бы, очевидный ответ – от всего плохого, является неправильным.

Не стоит помещать ребенка в бронированную непроницаемую капсулу – ни в вопросах шлепания по лужам, ни во взаимодействии с интернетом. Защита – это не полное и окончательное решение вопроса угроз, а умение быстро и эффективно отвечать на все вызовы.

Такие навыки дети могут получить только на личном опыте – ошибаясь, принимая неверные решения, исследуя окружающий мир.

Поэтому задача взрослых – оградить ребенка от самого страшного, но не закабалять его в родительские собственные представления о правильном.

К сожалению, мало кто понимает – умение быть родителем не является врожденным, для этого надо учиться. И самое плохое – когда поколение за поколением воспроизводятся одни и те же ошибки.

Сейчас дети другие – они мыслят по-иному, они растут в совершенно другой реальности. Только подумайте – в школу скоро пойдут те, кто родился в год Олимпиады в Сочи.

Но дети всегда остаются детьми – они безбрежно креативны и адаптивны. Увы, они пока не до конца понимают – во благо или во зло идут их таланты. Искренняя дружба может соседствовать с травлей другого человека.

Тут важна роль взрослого – пояснить, помочь разобраться, социализировать. Однако, защищая детей от них самих, нельзя забывать – в первую очередь, их нужно защищать от взрослых. Не только от злоумышленников (здесь пощады быть не может), но и от тех, кто руководствуясь благими намерениями, всерьез калечит детскую психику.

Проблема «отцов и детей» обычно трактуется так: первые знают, как нужно, вторые – как хочется. И любому родителю сложно понять – дети часто знают, как им будет лучше.

Хороший ребенок, традиционно, это тот, кто хорошо слушается. Предположим, что это так. Тогда хороший родитель – это тот, кто хорошо слушает. Вот с этим уже проблемы.

Психология говорит нам о том, что внутри каждого человека живут Ребенок, Родитель и Взрослый. А основным как раз должен быть именно последний. При этом очень многие давно и плотно подавили своего внутреннего Ребенка – оттого многие депрессии, нервные срывы, бывает и что-то хуже.

«Да какие у тебя могут быть проблемы?» - спрашивают у своих детей те же люди, которые готовы броситься на амбразуру лишь бы ликвидировать самую маловероятную возможность того, что у детей может быть своя собственная счастливая жизнь.

В этот особый день – Международный день защиты детей – нам всем нужно помнить не только о том, что существуют маньяки, синие киты, происки иностранных разведок. Нам стоит взглянуть на самые простые бытовые и жизненные ситуации, оценить собственное поведение, вспомнить – каждый из нас был ребенком. Мы не можем и не должны защитить детей от любых возможных ошибок, но вполне в состоянии как минимум перестать воспроизводить те, что были допущены по отношению к нам – взрослым нашими родителями.
источник
Научно-образовательная политика
Битва за НОЦ: третий раунд – заявки

Минобрнауки провело вскрытие конвертов с заявками на третью очередь отбора научно-образовательных центров мирового уровня.

Всего поступило 14 заявок. Конкурс составляет почти 3 заявки на 1 место «мирового уровня».

Изучим список претендентов:
1.  НОЦ МУ Омской области.
2.  Межрегиональный НОЦ Юга России (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).
3.  НОЦ «Нечерноземье» (межрегиональный: Тверская, Вологодская, Нижегородская, Пензенская области).
4.  Сибирский биотехнологический НОЦ (Новосибирская область).
5.  НОЦ МУ «Продукты здорового питания и активного долголетия. Продовольственная безопасность» (Ставропольский край).
6.  Межрегиональный НОЦ МУ «МореАгроБиоТех» (Республика Крым и Севастополь).
7.  НОЦ МУ «Байкал» (Иркутская область, Бурятия).
8.  НОЦ МУ Воронежской области «Цифровые инновации в экономике».
9.  НОЦ МУ Республики Коми «Технологии здоровьесбережения населения Севера».
10.  Биотехнологический и иммунобиологический НОЦ МУ «Биополис» (Кировская область).
11.  НОЦ МУ «Север: территория устойчивого развития» (межрегиональный: Якутия, Сахалинская и Магаданская области, Качатский край, Чукотский АО).
12.  НОЦ МУ СКФО «Комплексная безопасность социально-экономических и природно-техногенных систем» (Чеченская республика).
13.  НОЦ МУ «Биоэкономика Дальнего Востока» (Приморский край и Амурская область).
14.  НОЦ МУ «Енисейская Сибирь» (межрегиональный: Красноярский край, Хакассия, Тыва).

Отметим, что, по сути, все НОЦ межрегиональны по составу участников – однако, далеко не все поданы именно от лица консорциума регионов.

Уникальность третьего «периода» битвы за НОЦ в том, что тут вообще практически не осталось слабых претендентов.

Сразу стоит отметить ряд претендентов с геостратегических пространств. Республика Крым и Севастополь в итоге смогли договориться и подать единую заявку. Она объединяет ключевые конкурентные преимущества полуострова – не забыли бы только про археологию, конечно.

Проблематику Восточной Арктики в ее пересечении с дальневосточными сюжетами вновь представляет НОЦ «Север: территория устойчивого развития» с точкой сборки в якутском СВФУ.

Отметим, что одним из фаворитов однозначно является дальневосточный НОЦ – в его пользу говорят уникальные компетенции ДВФУ и экосистема науки, образования, цифры и инноваций, создаваема на острове Русский.

НОЦ Северо-Кавказского федерального округа – единственный, который четко сфокусирован на вопросах обеспечения безопасности – представляет Чечня, однако по задумке объединяет он научные организации и университеты всех северокавказских регионов.

Однозначно сильной видится заявка НОЦ «Енисейская Сибирь» – на это работает потенциал СФУ, эколого-климатическая ориентация, мощная промышленность макрорегиона, фундамент в виде комплексного инвестиционного проекта. Не забудем об аппаратном весе Михаила Котюкова.

Интересная заявка у Новосибирска – причем по горячей биотехнологической тематике. Очень в тему противодействия вирусам тематика НОЦ Кировской области. Байкал как уникальный объект для исследований работает на заявку одноименного центра от Иркутской области и Бурятии.

Есть большой потенциал у Южного НОЦ. Минусом является то, что Ставрополье решило подать собственную заявку, хотя оба центра, судя по всему, вполне могли бы объединиться.

Чуть ниже можно оценить заявки Омской области – слишком много сильных конкурентов вокруг, Ставропольского края, Воронежской области – на цифру работают многие более серьезные консорциумы, а также Республики Коми – у Западной Арктики уже есть НОЦ, на восточную проблематику претендует НОЦ «Север».

Главная сенсация – отсутствие заявки Томской области. «Большой университет» принял решение идти своим путем.

Однозначно понятно – битва будет очень жаркой. Уже сейчас отбор последней (ли?) пятерки НОЦ становится одной из основных тем в высоких кабинетах. Регионы подключили все имеющиеся лоббистские ресурсы, а крупные элитные группы еще более активно включились в научно-образовательную повестку.

Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=34807
источник
Научно-образовательная политика
Детский вопрос: системность, таланты, допобразование (1/2)

В День защиты детей в Кремле прошло заседание Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Развитие системы дополнительного образования, выявления и сопровождения талантливых детей и молодежи», которое провела инициатор программы «Десятилетие детства», председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Тема заседания особенно актуальна для первого дня лета, времени, когда многие дети остаются дома, и в лучшем случае убивают время за каким-то досугом и хобби, в худшем – проявляют деструктивное поведение, которое не могут контролировать взрослые.

Обращаясь со вступительным словом, Валентина Матвиенко подняла ряд проблем, которые требуют систематических решений: это роль сертификатов ДПО, которые до сих пор не смогли стать частью системы образования, вопросы цифровизации – с переходом к дистанционному режиму кружки и секции справились хуже всего.  

«Поддержка семьи и детства вошла в число национальных целей развития России, стали одной из основных тем недавнего Послания Президента РФ Федеральному собранию. Акценты, расставленные в нем, четко свидетельствуют о том, что поддержка семьи и детства – это стратегия на годы вперед, фундамент социальной политики нашего государства», - подчеркнула она.

Говорить о детстве взрослым хочется на языке сказок, Валентина Ивановна привела отличный пример, объяснив роль негатива, с которым дети могут столкнуться во время, где нет досуга, а есть трата времени: «Современный мир с потоками информации, постоянной агрессией в сети, с трудноразличимой границей между правдой и ложью может, как в знаменитой сказке Андерсена, поселить в неокрепших душах и сердцах осколки холодного недоверия и злобы. Если дети не знают, чем заняться в свободное время, если весь досуг сводится к зависанию в телефоне или компьютере, если у них нет любимого увлечения, хобби, эти осколки попадают в их сердца очень быстро и остаются очень надолго. Ответственность здесь лежит на плечах семьи, но немаловажную роль играют педагоги и наставники, которые могут помочь детям поверить в себя и развивать свои способности. Термин дополнительное образование – не значит второстепенное, необязательное. Без качественной внеурочной работы невозможно формирование всесторонне развитой личности и общества в целом».

Отдельно Председатель Совета Федерации уделила внимание работе с детскими талантами, подчеркнув также, что все дети – талантливы, эта работа становится еще одним приоритетом для регионов и государства в целом.

Министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал большое расширение системы дополнительного образования: «В 2021-2023 годах в рамках национального проекта «Образование» будет создано 680 тыс. новых мест дополнительного образования во всех субъектах РФ, будут открыты региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».

Подобное решение кажется логичным, но оставляет открытым и вопрос сезонности – дети не хотят ходить в школу на каникулах, в самое потенциально опасное время, и вопрос эмоциональный – чем старше ребенок, тем больше ему времени приходится проводить в стенах школы, готовы ли они оставаться там и на дополнительные занятия?  

Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», рассказал об успешных проектах, которые реализует президентская платформа в работе с талантливыми детьми и молодежью и предложил работать в еще одном направлении, которое будет обеспечивать цифровую безопасность детей: «Мне понравилась инициатива IT-компаний, которые заявили, что готовы создать альянс, который будет нацелен на защиту детей в информационном пространстве. Сейчас мы ждем предложений от российских IT-компаний и надеемся, что Совет поддержит эту инициативу».

Алексей Комиссаров особый акцент сделал на вопросах сквозной поддержки и постконкурсного сопровождения: «Важно, чтобы мы не теряли потом своих победителей».

Видео-запись основной части заседания: https://youtu.be/KDMMpMo0MFg
источник