Новое госпрограммное управление
Правительство запустило трансформацию системы управления государственными программами.
Главная парадигма – интеграция в механизмы достижения общественно значимых показателей, увязанных с национальными целями развития. Деление госпрограмм будет производиться на процессную и проектную части.
Координация выполнения и корректировки будет максимально приближена к механизмам, которые реализуются в нацпроектах и программных мероприятиях в области науки и высшего образования. Каждая госпрограмма получит куратора из числа вице-премьеров, а под их руководством начнут действовать управляющие советы.
Сами госпрограммы, как сообщает сайт Правительства, станут проще: они уменьшатся в объёме и обретут однородную структуру. Положение фиксирует пять основных компонентов, обязательных для всех ГП. Это перечень стратегических приоритетов, паспорт госпрограммы, содержащий цели и показатели с их декомпозицией по регионам, паспорта федеральных, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий (структурные элементы ГП), планы реализации структурных элементов и нормативная «подложка» – акты, необходимые для реализации программы.
По необходимости в состав госпрограммы также должен входить «перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
Заметим, что переформатированию подвергнутся не только государственные, но и комплексные программы. Для научно-образовательной сферы из числа последних наиболее важна Комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации», которая в принципе и представляет собой «нацпроект «Атом» и все чаще позиционируется именно так.
Основной вопрос – соотношение Стратегий, нацпроектов, госпрограмм и в случае с научно-технологическим сектором – федеральных научно-технических программ. В случае с наукой ситуация достаточно простая – ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» находится в процессе перезагрузки. Логично, что она уже должна быть сверстана по новым правилам. К этому стоит добавить, что и текущая версия создавалась уже по проектным лекалам. В сфере образования ситуация похожа – тут ГП «Развитие образования» была в качестве одно из пилотных переведена на проектный формат.
Для сферы высшего образования и науки ситуация вроде бы выглядит весьма простой – есть Стратегия научно-технологического развития, которая формирует общий каркас и векторы работы (хотя и СНТР тоже будет улучшаться и дополняться). Нацпроект «Наука и университеты» целиком укладывается в госпрограмму НТР и включает в себя поддержку мероприятий, заложенных в ФНТП. Есть ключевое ведомство – Минобрнауки – которое отвечает в качестве ответственно исполнителя или (со)исполнителя.
С другой стороны, все равно остается ряд вопросов. Например, в каждом нацпроекте должен быть выделен «молодежный блок». Очевидно, что все они должны получить координацию – следовательно, речь вполне может идти о создании отдельной государственной или комплексной программы.
В силу изменения вступят с начала 2022 года (в полной мере – с начала 2023 года). Однако, уже сейчас понятно, что перезагрузка начнется значительно раньше – отсечкой станет принятие новой Стратегии социально-экономического развития, которая будет тесно увязана с Планом достижения национальных целей развития. Здесь госпрограммы должны будут через структурную и управленческую перезагрузку создать еще один уровень связанности государственной политики через интеграцию и проблематизацию стратегий, нацпроектов, ФНТП и иных доктринальных документов.
Плюс к тому – госпрограммы будут продолжать выполнять функцию консолидации бюджетных трат на разные цели, «окрашивая» соответствующим образом те или иные суммы.
Подробнее:
текст Постановления и
новость.