Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 26
Научно-образовательная политика
Химия экспериментов

В рамках «Недели образования» Московского международного салона образования 2021, которая прошла с 19 по 20 мая, состоялась примечательная конференция «ММСО.Менделеев»

Она сильно контрастировала с другими тематическими конференциями Салона.

Тематическом куратором конференции выступил профессор, д.т.н. Илья Воротынцев. В фокусе оказалось школьное химического образование с позиции того, что химия является одним из основным драйверов экономики, как в России, так и в мире.

В конце декабря 2020 года Президент России Владимир Путин поставил задачу разработать комплекс мер по развитию мало- и среднетоннажной химии и нарастить объемы производства продукции на 30% к 2025 году и на 70% к 2035 году. Это вызов для отрасли и интересная значимая задача для сектора исследований и разработок.

В работе конференции приняли участие представители науки и бизнеса химической отрасли.

Анна Щербина, проректор по науке РХТУ им. Д.И. Менделеева для НОП:

«Химическая промышленность в настоящий момент развивается значительными темпами, являясь поддерживающей и вытягивающей для смежных отраслей. Новые материалы, новые технологии, созданные с учетом принципов устойчивого развития и снижения углеродного следа, переработка промышленных отходов, в том числе объектов накопленного вреда, фармацевтическая химия, новые средства защиты растений – это далеко не исчерпывающий список направлений работы химического комплекса».

Часто у учеников отсутствует понимание химической сущности процессов, описанных в условиях задачи. Это происходит от переизбытка теоретического уровня познания химии. Но практическая составляющая химического образования является архиважной в приобретении школьником понимания об объекте в контролируемых, искусственно созданных условиях химического эксперимента. Поэтому эксперимент необходимо вернуть в школьную химию обязательно, в реальном или цифровом формате.

Интересно, что об этом говорили и сами ученики на секции «Зачем я изучаю химию в школе?» Фразой дня стало мнение одного ученика о том, что «Хороший учитель химии — тот, кто помогает удивляться самостоятельно!».

Очевидно, что «пересборку» школьной химии возможно реализовать только сообществом неравнодушных, открыто мыслящих и готовым к изменениям учителей и представителей бизнеса и производства. 

Илья Воротынцев, тематический куратор конференции «ММСО.Менделеев», профессор, руководитель Мембранного центра РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.т.н., специально для НОП:

«Для дискуссий на «ММСО.Менделеев» мы собрали участников с разными позициями, каждый из которых по-своему относится к школьному химическому образованию, но при этом понимает его необходимость и важность. В итоге мы смогли спроектировать и реализовать смысловую и многопозиционную дискуссию, результат которой – панорамный взгляд на химическое образование в школе сегодня, ожидания и требования бизнеса и университетов, желания и возможности учителей и учеников. Важно чаще формировать такие панорамы, чтобы понимать текущую повестку и верно трансформировать образовательный процесс. Мы надеемся сделать такую конференцию регулярной».

Подробнее: https://educationweek.ru/program/mmsomendeleev
источник
Научно-образовательная политика
В каком режиме сегодня работают университеты? Готовы ли они к приему абитуриентов? На какие специальности ожидается повышенный спрос? Какие вузы войдут в масштабную программу господдержки и развития университетов «Приоритет - 2030»?

Об этом в интервью Наиле Аскер-заде рассказал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

⏰ Смотрите в программе «Вести» на телеканале «Россия 1» сегодня в 20:00

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
Об экономике по-академически

Сегодня открылся Московский академический экономический форум. Участники двухдневной программы обсудят глобальную трансформацию современного общества и национальные цели развития России.

С докладом на МАЭФ выступил Александр Сергеев, президент РАН:

«Вижу у участников приподнятое настроение, на ум приходит определение счастья: что это такое? На сегодняшнем примере мы видим, чтобы почувствовать себя счастливым, нужно испытать какое-то несчастье.

Ковидное время: мы не собирались, были замкнуты, и даже при проведении форума в режиме онлайн, это было непросто.

Ковидное время существенно сказалось на экономических процессах, какие-то из проблем были обострены, какие-то наоборот удалось быстрей решить, какие-то процессы были катализированы и наше мероприятие в большей мере будет посвящено тому, какие новые возможности сейчас в плане развития экономики появляются, и как правильно эти возможности использовать.

В каком-то смысле мы являемся архитекторами новой траектории экономического развития. Это вызов для нас, потому что мы хотим построить более эффективную модель экономического развития для нашей страны. Переход будет зависеть от новых решений, которые принимаются в области экономики, а поскольку они новые, то здесь востребовано мнение профессионалов.

При этом мы должны понимать, что кризис не только для нас, но и для всех стран, они тоже сейчас получили возможности правильно следить и за опытом в других странах, что они предпринимают в плане движения по этим траекториям.

Какие выводы относительно науки в период пандемии можно сделать: наука стала основным инструментом преодоления кризиса, отреагировав максимально быстро. То, что мы сумели так быстро пройти через это сложное время, связано с такими обстоятельствами.

Первое - страны с развитыми технологиями, наукой, сумели быстро сконцентрировать свои усилия на поддержке науки. Мы видели и в организационном плане, и финансовом плане как реагировал весь мир. Понятно, что без ресурсов наука быстрых ответов дать не может, но ресурсы были обеспечены многими странами, это факт и очень важный момент.

Второе - был задел, наверно, к нашему счастью, коронавирус уже был достаточно хорошо понимаем наукой, поэтому достаточно быстро удалось перейти к разработке тест-систем, вакцин, лекарств, достаточно быстро бросить это в инновационный сектор.

Важным [компонентом] являлась смычка – инновационная. Между практическими решениями, которые давала прикладная наука и реальным сектором экономики. Мы видели, что в разных странах это проявлялось в разной степени, но мы видели насколько быстро эту передачу новых знаний в технологии осуществить. Мы сами во второй половине прошлого года были озабочены, что вакцина у нас есть, зарегистрирована, но никак не начнется массовое производство, но то, что в мире в целом эта быстрая передача знаний сработала – это факт.

Всегда должен быть фундаментальный задел и международное сотрудничество.

Готовы ли мы эти уроки усвоить? Боюсь, не во всем. Финансирование науки у нас в стране находится на уровне существенно меньше, чем у ряда наукоориентированных стран, развитых, у нас по-прежнему 1,1% ВВП идет в науку, когда в мире 2-4%. Пока трудно убедить в необходимости, что большие средства должны выделяться в науку.

Здесь вопрос не в том, что государство мало дает, оно выполняет свои обязательства. Претензий здесь нет. Роль государства сейчас в том, чтобы катализировать процессы, которые будут стимулировать бизнес давать больше денег в науку.

По поручению Президента создана государственная комиссия по науке и технологиям, под руководством Дмитрия Николаевича Чернышенко, задача которой как можно быстрей выработать новую инновационную политику в стране. И я очень надеюсь, что это у нас произойдет. Нельзя сказать, что у нас нет успехов, ведь действуют и мини-экосистемы Сколково, НТИ, НОЦы и ИНТЦ, в каждой из которой есть свои успехи и достижения. Но если говорить в целом, чтобы вся экономика становилась инновационной, к сожалению, такой системы нет. Ковид подчеркнул, что такую систему нужно делать».  


Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Южные компетенции для иностранных студентов

На Международном научном Форум «Каспий 2021» прошло подписание соглашений о создании Консорциума, который будет действовать в ведущих университетах юга России.
Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета, и Константин Маркелов, ректор Астраханского Государственного университета, подписали соглашение о создании Консорциума «Центр компетенций Юга России по подготовке зарубежных специалистов и социально-культурной адаптации иностранных граждан в поликультурном регионе».

Консорциум объединил теперь четыре вуза: Волгоградский государственный университет, Южный федеральный университет, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова и Астраханский государственный университет.
Подписанное соглашение предполагает сотрудничество в области образовательной, научно-технической, инновационной и исследовательской деятельности вузов юга России.  

В рамках работы консорциума предполагается реализовывать программу развития мягких навыков и межкультурной коммуникации иностранных студентов, изучения русского языка и культуры. Специалисты смогут вести экспертно-методическое сопровождение иностранных граждан, содействовать трудоустройству иностранных студентов, молодых ученых и преподавателей.

Такой консорциум может стать крупнейшим центром компетенций для иностранных студентов.
С инициативой его создания в марте этого года выступила ректор Волгоградского государственного университета, Алла Калинина: «Я рада, что нас поддерживают все больше вузов. Этот проект позволит решать не только задачи национальных проектов «Наука и университеты», «Экспорт образования» и продвижения русского языка за рубежом, но и окажет содействие в эффективной  организации обучения иностранных граждан. Одной из наших главных задач я считаю  создание условий, чтобы иностранные студенты не только получали знания и навыки, но смогли адаптироваться в новых условиях и чувствовали себя в России как дома. У нас есть проекты, которые мы готовы вам представить и вместе реализовать».
источник
Научно-образовательная политика
Марина Боровская, президент Южного федерального университета, на форуме «Каспий 2021»  специально для НОП:

Мы планируем обсудить с Дмитрием Гужелей (Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей») пилотный проект сетевого центра компетенций.

Нам хочется помочь студентам, которые заканчивают университет и хотят видеть себя в профессиональном поле. Вторая часть важная, нам хочется, чтобы работодатели тоже получили доступ к этим ребятам, поддерживая те социальные контракты и решения, которые готовы им предложить. Например, проживание и ипотечные программы, социальные пакеты и так далее.

И третья часть, нам хотелось бы, чтобы университеты и научные организации, являясь большими работодателями, смогли привлечь в свои стены молодых людей. Таким образом усиливая вовлеченность молодых людей в научно-исследовательские, образовательные проекты на площадках университета.
С этой целью мы хотим создать такой пилотный проект: для юга России сделать цифровую платформу, посмотреть какие задачи и механизмы для этого нужны, отработать формат взаимодействия и нам кажется, что должно получиться как задумывали.
источник
Научно-образовательная политика
Высшее образование: платформа трансформации

Сфера высшего образования постоянно изменяется. Возникают новые вызовы, которые одновременно выступают в качестве открывающихся возможностей. Факт получения «корочки» уже не является самоценным – работодателей (в самом широком смысле слова – от малого бизнеса до государства) интересуют квалификации выпускника. Параллельно с трансфером от университета 1.0 (чисто учебный) через 2.0 (научно-исследовательский) к 3.0 (инновационный) нарастает запрос на soft skills, а также smart skills.

Умение учиться все более плотно входит в перечень sine qua non компетенций любого кандидата на хорошие позиции. Важны не только знания в конкретной области профессиональной деятельности, но и открытость человека к сопредельным областям, а также навыки в универсальных вещах – коммуникация, работа в команде, лидерство, презентация планов и результатов, а также многое другое.

Индивидуализация, гибкость образовательных программ и развитие их сетевых разновидностей – это те тренды, запрос на который формируется самой жизнью, а также рынком труда.

Желания и понимания недостаточно для изменений, если для них нет технических возможностей. Коронавирус это продемонстрировал очень ярко.

«Цифровое образование» – это не просто «аналоговые» лекции, загруженные в облако. Это совершенно иной подход к структурированию учебного процесса, его объединению в модули, формированию траекторий для потоков, групп и отдельных студентов. Одним из лучших решений сегодня на рынке цифровой перезагрузки университетов является платформа Modeus.

ИТ-компания CUSTIS – разработчик платформы, еще в конце 2020 года обозначила важность смены парадигмы мышления. Индивидуализация образования, его гибкая и оперативная настройка, построение сетевого взаимодействия хоть с вузами-партнерами, хоть с бизнесом и властью – все это невозможно без нового типа мышления университетских управленцев. А также, что также является критически важным – без соответствующей технологической платформы. Оба компонента – мировосприятие и техника – должны быть пронизаны едиными стандартами: как внутри себя, так и друг с другом.

На все указанные траектории и сфокусирована та парадигма (мысле)деятельности, которая реализована в платформе Modeus. Вообще ценность платформ с их модульным и системным подходом не стоит недооценивать – только так можно добиться междисциплинарности и индивизуализации. Блоки компетенций различных партнеров должны соответствовать некоему общему стандарту. Только тогда получится формировать истинно двух, многосторонние и сетевые программы, где каждый участник отвечает уникальными компетенциями за свой блок подготовки, а они формируют синергетический эффект при обучении студентов. Именно подобные возможности изначально заложены в платформе Modeus.

Образование не может измениться без трансформации управленческих моделей. Сейчас, благодаря платформенным решениям, крепнет понимание: не надо пытаться впихнуть новые форматы в старые вузовские парадигмы. В центре внимания должен быть студент и предоставляемые ему возможности, а ведь сам процесс выбора своей траектории – тоже важный инструмент научения тем самым необходимым soft skills.

И уже от выбора обучающихся должна зависеть нагрузка и содержательное наполнение модулей. Таким образом платформенные решения формируют условия для управленческих процедур нового типа – студенто-центричных, свободных от бюрократических проволочек, открытых для практиков и экспертов.

Опыт вузов-партнеров: ТюмГУ, САФУ, МИФИ, ТИУ, УрФУ, Астраханского госуниверситета, как отмечают в CUSTIS, даже в текущих ограничениях позволяет добиваться результата.

Платформизация высшего образования во всех его проявлениях – явление и желаемое, и неизбежное. В это процессе важен опыт успешных решений (таких как платформа Modeus) и эффективного внедрения (как у компании Custis).

Подробнее о платформе Modeus: https://modeus.custis.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Каспий 2021: первый день форума
источник
2021 May 27
Научно-образовательная политика
Дорогой Ярослав Иванович, думаю, не будет преувеличением, если скажу, что в российское образование Вы вложили душу, сердце и самого себя.

Принципы, которыми Вы руководствуетесь по жизни, достойны большого признания. Как правильно говорят, все идет от головы, а точнее от руководителя. Ваши подходы четко видны и в работе ВШЭ - образование высшего качества, постоянное развитие и расширение спектра специальностей, стремление к аполитичности, а также справедливость, требовательность и уважение между педагогами и студентами.

Буквально на днях, Высшая школа экономики вошла в топ-100 Шанхайского предметного рейтинга по математике и заняла первое место среди российских вузов в этой области.

Я поздравляю Вас с такими победами! И желаю здоровья, энергии и счастья, которое приносит Вам созидание на благо людей.


#эксклюзивНОП
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Укрепление образования и науки геостратегического региона: на Форуме "Каспий 2021" в Астрахани прошла встреча губернатора Игоря Бабушкина и президента РАН Александра Сергеева.

Александра Михайловича по праву можно назвать одним из главных драйверов укрепления диалога науки и промышленности. Вот и тут звучат: Лукойл и Росрыболовство.

НОП - соорганизатор Форума.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Заместитель министра Андрей Омельчук от имени министра Валерия Фалькова приветствовал участников и организаторов Форума и отметил важность укрепления науки и системы высшего образования в геостратегических регионах России.
источник
Научно-образовательная политика
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин на Официальном открытии Международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития»:

Это форум, который объединил ведущих экспертов науки, системы высшего образования и молодежной политики, символично, что он проводится в Год науки и технологий.

Уникальное наследие многонациональных народов является надежным форпостом, проводником интересов России в Прикаспии. Динамику развития определяют интеллектуальные ценности, они становятся устойчивой базой для привлечения инвестиций, а молодые ученые – движущая сила.

Тема форума очень важна, в центре внимания укрепление позиций России в Прикаспии.

Для движения вперед нам нужны грамотное использование ресурсов и потенциала.

Убежден, все стратегические сессии и дискуссии принесут ощутимую пользу, поспособствуют развитию международных отношений.

https://caspian2021.mmco-expo.ru/program/ofitsialnoe-otkrytie-mezhdunarodnogo-nauchnogo-foruma-kaspiy-2021-puti-ustoychivogo-razvitiya
источник
Научно-образовательная политика
Президент РАН Александр Сергеев на Официальном открытии Международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития»:

Я должен сказать, что в последние время мы стали больше обращать внимание на геостратегические регионы страны.

Но теперь говорим о том, что это должны быть современные форпосты, которые должны по-современному вкладывать в развитие страны. Главное - это борьба за технологии. Каждому геостратегическому региону нужно превратиться в технологический и инновационный. Это одна из главных задач РАН. Вроде у нас все есть, но смычка между наукой и высокими технологиями, которая делает экономический продукт, работает не очень.

Астрахань – совершенно уникальное место по геоположению. Одна из наших задач – не только найти смычку, но и сделать так, чтобы вы стали передовым инновационным регионом через взаимодействие.

План, чтобы осуществить прорыв на юге – очень актуален.

Я, недолго думая, принял приглашение губернатора приехать сюда. Мы готовы сделать все, чтобы регион Астрахани превратился в геостратегически инновационный регион.
источник
Научно-образовательная политика
источник