Настройка и коррективы (1/2)
О трендах и траекториях развития науки и высшего образования министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал в интервью «РБК».
Формат
Университеты инерционны, и многие изменения будут происходить спустя долгие годы после пандемии.
Традиционная модель неизбежно, независимо от нашего желания должна претерпеть изменения.
Несмотря на то, что университеты сами декларировали и мы часто говорили про информационные технологии и их значимость в высшей школе, абсолютное большинство университетов оказалось не готово к удаленному формату. <…> Хотя если посмотреть публикации три, четыре года назад, как себя нахваливали многие, что они уже полностью цифровые. Оказалось, не цифровые.
Мы понимаем, что какие бы ни были технологии, все определяет человек и его отношение.
К нам пришло понимание, что университет – это не только лекция или семинар, но и общение со сверстниками в столовой или в лаборатории. Так формируется общность и культура.
Это должна быть хорошо подготовленная опция: когда по объективным причинам нельзя прийти в университет, ты должен воспользоваться форматом удаленного образования.
Я боюсь показаться ретроградом, но думаю, что университеты в основном вернутся в прежний формат. Другой разговор, что само понятие традиционного формата изменится.
Качество
Многие вузы, прежде всего инженерные, медицинские, восполнили недостающие практические навыки. <…> Необходимые знания и умения выпускники получат. Работодателям абсолютно не о чем беспокоиться.
Все на пандемию не надо списывать. Многое зависит от самого студента и от университета.
Абитуриенты
Молодежь у нас очень целеустремленная, трудолюбивая и достаточно по-хорошему амбициозная. Конечно, она другая, потому что мир другой. Люди, которые выросли в цифровой реальности, по определению будут отличаться от нас, от тех, кто вырос в аналоговой реальности. Ничего страшного. Высшее образование адаптируется ко всем поколениям.
Каждый второй выпускник получит высшее образование бесплатно. Мне кажется, это беспрецедентная возможность.
«Чем будет заниматься второй выпускник?» Тут есть варианты. Кто-то пойдет получать среднее профессиональное образование. Кто-то в армию, кто-то работать, а кто-то получит образование платно.
Сейчас происходит разумное балансирование между разными уровнями образования.
Это очень хорошо, когда без высшего образования выпускник школы себя вполне мыслит и понимает, что может быть успешным.
Я рекомендую: первое, не давить никогда на выпускника, на абитуриента. Говорю родителям: «Не вы принимайте за него решение, пусть делает выбор сам. И даже если он ошибется, это все равно будет лучше для него».
Перспективным я считаю все, что связано с медико-биологическими исследованиями. И информатика, биотехнология, все, что связано с генетикой. Это безусловное будущее! Ну и сфера IT, если, конечно, человек предрасположен. Я также всегда рекомендую старую добрую классику – лечить, учить надо во все времена.
Настройка
У нас нет расстрельного списка. Это, скорее, теперь борьба точечная по ряду направлений. Каждый университет, каждый вуз должен сосредоточиться на том, что он делает лучше всего. Исходя из потребностей региональной экономики либо отрасли, с учетом перспективы и своих заделов.
У нас задача, чтобы высшее образование было качественным. И мы через контрольные цифры приема это регулируем.
Запас наших университетов очень большой. И если где-то у нас по краям произойдет сокращение, и часть вузов перестанут выдавать дипломы, это пойдет только на пользу. Это будет оздоровление для нашей системы.
Не размазывать бюджетные места тонким слоем, считая, что могут быть архитекторы, где их отродясь не готовили.
Надо смотреть в длинных циклах, 30–50 лет, понимать, что с абитуриентом будет через 10–15 лет. Готов ли он к работе в новой реальности? Он трудоустроится? Или университет живет в логике: наша задача – четыре года отучить, а там трава не расти. Мы с такими ректорами и университетами будем разговаривать очень жестко.
Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/society/01/04/2021/6061af049a7947194e71e17e