Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 26
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
t.me/youthpolicyt.me/youthpolicy
источник
Научно-образовательная политика
Почти 75, но на все 100

Всего несколько дней до своего 75-летнего юбилей не дожил Владимир Фортов – известный ученый, глава РАН в сложное до- и постреформенное время, деятель научной политики.

Александр Сергеев, президент РАН: «Когда мы провожали Владимира Евгеньевича, мы вспоминали, какой огромный вклад он внёс в историю отечественной науки. Действительно, жизнь к нему была не всегда справедлива. С учётом того, что он сделал. С другой стороны, те результаты, которые он обеспечил в организационном плане. Мы с вами знаем, что в самые острые моменты перемен в российской науке он был на острие этих перемен, в 90-е годы, когда ему удалось поставить развитие науки на новые современные рельсы. И [неоценим] тот огромный вклад в защиту Академии наук, который он внес. Человек ярчайшей судьбы.

РФФИ сыграл выдающуюся роль сохранения науки в нашей стране. Ученые могли обратиться и получить гранты, чтобы пережить сложное время. Гранты РФФИ тогда были как карточки на хлеб голодающим в Ленинграде, которые позволили сохранить людей живыми, а здесь такая очень образная аналогия с РФФИ».

Сергей Алдошин: «Владимир Евгеньевич подарил Черноголовке самолёт СУ-57. Настоял на том, чтобы его поставили около школы. Любопытно, что интрига этого жеста остаётся нераскрытой до сегодняшнего дня. Черноголовка никогда не занималась самолётостроением, но занималась топливом. В том числе для гиперзвуковых летательных аппаратов. По-видимому, это является символическим посланием, пожеланием нашей молодёжи, нашему научному центру высокого полёта, высокой траектории в будущем».

Юрий Соломонов: «Ему было интересно жить. Одно то, что он, занимаясь довольно серьёзными проблемами теоретической физики, совмещёнными с прикладными экспериментами увлекался и был очень разносторонним человеком, путешествуя на яхте вокруг мыса Горн, путешествуя в Антарктиду, полетав в сверхзвуковом самолёте. <...>. Это был человеколюб. Он очень любил жизнь во всех её проявлениях и для меня, помимо того, что он был очень умным человеком, ему от природы было много чего дано. Он был добрым и порядочным человеком и для меня это было основным достоинством, особенно в те годы беспредела 90-х».

Владимир Захаров: «У него было одно качество весьма редкое и в научном мире. Это был человек государственный в высшем смысле этого слова. Он прекрасно понимал, как работает государственная бюрократическая машина, он прекрасно разбирался в ней и это отличное понимание. Когда наша наука попала в ужасно трудное положение, он стал сознательно добиваться высших постов и добился. Он был председателем РФФИ – и РФФИ расцвело».

Валентин Пармон – председатель Сибирского отделения РАН – вспомнил о том, что СО хотело отделиться от «головной» Академии, и лишь усилиями Владимира Фортова удалось предотвратить это. Эта ремарка прозвучала достаточно странной в свете тех активных действий, которые предпринимает сам Валентин Пармон – если не с целью отделения, то как минимум – обособления Сибирского отделения.

Владимир Фортов вряд ли бы хотел, чтобы мы просто скорбели и вспоминали прошлое.

Вообще он действительно был глыбой – как в исследовательском, так и в научно-политическом измерении. С ним можно было не соглашаться, враждовать, но он неизменно внушал уважение.

Для нас было честью оппонировать ему и его позиции.

Подробнее: https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-26-01-2021-pryamaya-translyatsiya
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Год науки: приоритеты Академии

#словоРАН – Год науки: приоритеты Академии

В преддверии Дня студента и в рамках запуска Года науки и технологий президент РАН Александр Сергеев в программе «Гамбургский счет» еще раз обозначил стратегические приоритеты Академии.

Действительно, что мы ждем от года науки? Наверное, прежде всего того, что на разных площадках (в том числе на высоких площадках, я имею в виду и органы власти, и Думу, и Совет Федерации, и общественные ведущие организации, скажем, Общественную палату) состоялись серьезные обсуждения того, какие потребности есть у нашей науки, что общество и власть должны сделать, для того чтобы у нас наука развивалась, развивалась конкурентным образом со всем миром, и здесь очень важным является то, что это действительно объявил президент страны. Понятно, что в исполнении первого лица это означает, что и президент нашей страны тоже будет уделять особое внимание в 2021 году развитию науки.

Хотелось бы, чтобы и ведущие средства массовой информации, это и наши телеканалы, и наши ведущие издания в ответ на это выделяли лучшее смотрибельное время, свои центральные полосы, для того чтобы рассказывать об ученых, о научных достижениях.

Престиж науки должен вырасти у нас в стране в результате мероприятий этого года науки и технологий.

Одна из наиболее серьезных проблем с развитием науки у нас в стране – это ее существенное (я бы даже сказал – хроническое) недофинансирование.

У правительства есть много источников финансирования. Есть различные резервы.

Этот век – это век соревнования не за территории, даже не за природные ресурсы. Это есть сражение за технологии. Победит тот, кто выиграет борьбу за технологии.

Уроки первого года пандемии – они, конечно, очень серьезные и важные.

Первый вывод, который мы делаем: всегда должен быть задел. Надо действительно готовиться, как мы говорим, к будущим войнам. И надо иметь задел по разным направлениям.

Международное сотрудничество. Это был общий вызов для всех. И мы увидели, как все страны (наверное, даже не сговариваясь) приняли решение о максимальной доступности всей научной информации о коронавирусе. Очень быстрые публикации. Очень лояльное отношение к авторам.

Казалось бы, геополитика отошла в сторону. И вот этот момент крайне важный.  Генерация знаний в современной фундаментальной науки – это дело международное. Наука фундаментальная абсолютно интернациональна, абсолютно. Для нее нет никаких границ. Здесь не должно быть никакой ксенофобии. И, может быть, это еще один важный урок, который мы должны извлечь из этого ковидного времени.

Я вообще не сторонник каких-то таких революционных изменений. Я вообще считаю, что даже пусть при недостаточно совершенной такой системе организации науки все равно есть много возможностей настройки этой системы. У нас есть достаточное количество инструментов, для того чтобы эту систему улучшать. И мы сейчас, кстати, очень плодотворно работаем с теперешним министром науки и высшего образования. Нужно действительно понять, как нам сделать так, чтобы ученые сами были вовлечены в процесс принятия решений. Вот тут вот мы считаем, что есть определенная недоработка со стороны власти.

Когда принимаются решения, которые не обсуждены с научным сообществом, оно воспринимает это болезненно. Надо больше советоваться. И мы тут по этому поводу очень часто говорим, что, вы знаете, других ученых у нас в стране нет. Наших ученых надо ценить и с ними советоваться.

Мы недавно встречались с Дмитрием Николаевичем Чернышенко, который вскоре после назначения его куратором науки приехал к нам и действительно имели очень серьезный разговор с ним о проблемах нашей науки, о проблемах Российской академии наук.

Важно появление, как мы говорим профильного вице-премьера, который отвечает не отдельно за науку, за генерацию, а отвечает за выстраивание системы превращения знаний в технологии.

И очень хорошо, если действительно у нас сейчас появится такая возможность надведомственного вице-премьера, надведомственного органа. Возможно, что при этом вице-премьере должен быть вот такой координирующий орган.

Подробнее, а также часть беседы об Андрее Сахарове.
источник
2021 January 27
Научно-образовательная политика
Сегодня, 27 января, в 09:30 (мск) Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков проведет встречу с журналистами университетских медиа.

Задать вопросы Министру смогут молодые корреспонденты из всех федеральных округов России.

Разговор состоится в прямом эфире на площадках Минобрнауки России на YouTube и во ВКонтакте.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о любви к Родине:

Я хочу обратиться к вам [студентам]. Родину мы любим как страну, но у нас есть и малая Родина.

Любовь к Родине означает одновременно и беззаветное чувство. Но это не просто декларация: любовь к Родине – это еще и очень ответственное отношение к себе, своим коллегам. Нужно не просто говорить лозунги, но делать что-то полезное. Волонтерство и вовлеченность в него – это тоже любовь к Родине. И такие шаги – это и есть проявление любви к Родине. Если вы получите хорошие знания, будете специалистом – понимать и глобальную рамку, и привнесете лучший опыт в нашу страну – это и есть любовь к Родине.

Все это идет от сердца. Любовь к Родине – это большой труд. Это не просто декларации, но серьезные размышления. Вспомините русскую классику – Чаадаева, Достоевского, Толстого, Пушкина. Они любили Родину, но вы помните, какие сложные душевные переживания происходили у этих людей. Для меня любовь к Родине – это каждодневный труд, работа над собой – чтобы как можно больше отдать нашей любимой стране.

Но я всегда помню, что есть небольшой поселок, откуда я родом. Я стараюсь в силу своих возможностей помочь этому месту.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о молодежи и диалоге с ней:

Молодежь так устроена, что всегда чего-то не хватает. Вообще так устроен человек. У молодежи это связано со спецификой возраста. Вовлеченность и желание донести свою точку зрения – существуют независимо от той эпохи, где мы живем. Ничего нового в этом смысле по сравнению с историей не видели.

Что надо молодежи? Нужен постоянный, откровенный и честный диалог. Второе – надо помогать и поддерживать, в частности – студенческое самоуправление. Первый опыт – определять траекторию развития, влиять на университет, высказывать точку зрения, но учиться параллельно слушать точку зрения коллег – надо приобретать именно в университете. Искусство диалога – это важная часть [компетенций], которую надо приобрести.

Мы поддерживаем студенческие СМИ. Я отдельно хотел бы сказать, что студенческое самоуправление станет приоритетом – оно должно позволить реализовать себя и получить навыки управления коллективом. Мы отдельно поддерживаем студенческие клубы – по интересам, интеллектуальные, спортивные. Все, что способствует самореализации студентов.

Если вы чувствуете, что вас слышат, вы можете обсуждать повестку. Ведь в государстве всегда есть проблемные вопросы.

В том, что молодежь должна быть услышана – вне всякого сомнения. Мне кажется, что студент – центральная фигура в любом университете. Студент должен активнее участвовать во всех вопросах развития университета – в частности, в учебной деятельности и построения своей траектории развития. Вы должны активно участвовать в переустройстве университета. Там в идеале должно быть комфортно 24/7. Именно этого не хватало в пандемию. Без студентов немыслима стратегия развития университета.
источник
Научно-образовательная политика
В памяти вечной

В День российского студенчества в Москве почтили память преподавателей и студентов вузов, почивших в пандемию COVID-19.

25 января, в день памяти мученицы Татианы, в храме Московского студенческого центра «Новая Площадь», церкви святого Иоанна Богослова под Вязом, была совершена Божественная литургия с поименным поминовением почивших в пандемию студентов, преподавателей и сотрудников столичных высших учебных заведений.

Богослужение совершил председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы и игумен Пётр (Еремеев), ректор Российского православного университета.

В завершение богослужения игумен Петр (Еремеев) обратился к молящимся с проповедью: «Сегодня, в начале нового календарного года и нового учебного семестра, всем нам хочется перелистнуть страницу тяжёлых испытаний пандемией. И такую надежду дают нам достижения российских учёных, подвиг работников социальной сферы и труд многих из вас.

Но как бы нам не хотелось оставить позади ушедший год со всеми его проблемами, мы не можем обойти вниманием главный урок, который преподала нам жизнь. Преодоление эмоциональных и физических последствий пандемии показало нам важность развития личных и коллективных качеств, основой которых должна быть любовь».

Учитывая ограничения, установленные в период распространения коронавирусной инфекции, Божественная литургия транслировалась в прямом эфире в социальных сетях телеканала «Спас», а также Российского православного университета (РПУ) и Комиссии по работе с вузами и научным сообществом (Церковь & Вузы). Во время трансляции на поля экрана выводились фотографии с именами преставившихся в пандемию.

С инициативой такого общегородского поминовениях Комиссия по работе с вузами и научным сообществом выступила в конце 2020 года, направив в столичные вузы предложение о составлении помянника с именами погибших студентов, преподавателей и сотрудников. Инициативу поддержали Российский Союз Молодежи и ФГБУ «Ресурсный Молодежный Центр». Данное предложение нашло отклик во всех учебных заведениях.

Епархиальная комиссия в настоящее время становится координатором взаимодействия Церкви и московских вузов по большому перечню направлений. Со стороны Совета ректоров вузов Москвы и Московской области светское образовательное сообщество в Комиссии представляет Олег Ястребов, ректор РУДН.
источник
Научно-образовательная политика
Игумен Пётр (Еремеев), ректор Российского православного университета, специально для НОП:

«Традиции «Татьяниного дня» берут начало в дореволюционном времени, когда праздник Татьянинского храма  МГУ становится главным студенческим днём в Москве.

Сейчас во многих вузах восстановлены дореволюционные храмы и в этот день праздник здесь вновь начинается с богослужения, за которым совершается молитва и о студентах, и о всех членах образовательного сообщества.

В этот раз мы особо поминали и тех, кто перешёл из земной жизни в вечность в минувшем непростом году. Во многих случаях это герои нашего времени. Ведь среди погибших в пандемию и руководители вузов с преподавателями, оставшиеся на своём посту, и студенты, проявившие лучшие свои качества в помощи близким и нуждающимся. Такая память, такая молитва являются убедительным свидетельством, что университет это настоящая семья.»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
О любви и ответственности

Сегодня Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, в прямом эфире пообщался с представителями студенческих СМИ.

Формат прямого диалога власти и общества – тренд, который задает лично президент Владимир Путин. Соответствующие позиции также закреплены в KPI губернаторов и их управленческих команд.

Валерий Фальков избрал даже более сложный вариант – общение с представителями студенческих СМИ, которые однозначно обладают более системным видением достижений и проблем в развитии своих университетов. Сама по себе работа журналиста обязывает быть более въедливым, требовательным в получении ответа на свои вопросы, достаточно смелым, чтобы их задавать. Модераторами также выступили студенты.

Обращает на себя внимание формат встречи – смешанный очно-дистанционный. Часть представителей студенческих СМИ присутствовали в самом официальном и парадном зале Минобрнауки – Зале заседания коллегии ведомства. Остальные участвовали в формате видеоконференции. Это само по себе дает сигнал к тому, чтобы, согласно оценке президента Владимира Путина, а также руководствуясь действиями мэра Москвы Сергея Собянина, можно постепенно приступить к снятию хотя бы части ограничений.

Заметим, что за трансляцией внимательно следили не только многочисленные зрители, но и представители пресс-служб вузов. Для ректоров заданный формат и уровень открытости диалога является важным сигналом – именно так должно строиться общение между администрацией вуза и студентами.

Круг тем, прозвучавший на открытом диалоге с министром, был ожидаем. Студенческие СМИ беспокоят понятные проблемы – возможности и ограничения дистанта, сроки возврата полноценной очной студенческой жизни, трудоустройство студентов в стенах вуза, развитие технологического предпринимательства, индивидуализация образовательных программ.

Выделим ключевые идеи, прозвучавшие из уст Валерия Фалькова.

Решения
Сейчас собеседники министра и все студенты находятся в том возрасте, когда любое решение может стать судьбоносным. Умение принимать решения – то есть анализировать варианты, оценивать риски, нести ответственность – одно из ключевых для человека. И учиться этому он должен в стенах университета. Отсюда – акцент на развитие студенческого самоуправления, а также на разумную индивидуализацию образовательных программ.

Самовыражение и самореализация
Министерство концентрирует усилия на то, чтобы у студентов была возможность полноценной реализации своих амбиций, идей и устремлений в рамках университета. Помимо поддержки самоуправления, это подразумевает стимулирование студенческих организаций – клубов, объединений по интересам, кружков. Отдельный вектор – поддержка студенческого спорта, в рамках которого у студентов формируется вторая карьерная лестница.

Ответственность
Студент во время обучения обязательно должен делать выбор – это, пожалуй, ключевая из soft skills. А любой выбор должен предполагать возможность ошибок (а только на них возможен рост человека). Точно так же самоуправление – это «тест-драйв» управленческих способностей, но одновременно – новый уровень ответственности.

Человекоцентричность
По аналогии с тем, как в центре внимания согласно словам президента Владимира Путина, находится человек – точно так же в фокусе всей системы высшего образования – студент. Он обязательно должен участвовать в двух управленческих процессах – в развитии вуза и в построении собственного пути – образовательного и карьерного. Именно трудоустройство студентов и выпускников, по словам министра Валерия Фалькова, является важной задачей вуза, а также стратегическим направлением работы Минобрнауки.

Итог
Два ключевых концепта в ответах Валерия Фалькова – это любовь и диалог. Любовь к Родине как ежедневный труд над собой и над преображением реальности к лучшему. И диалог – где стороны слушают и слышат друг друга, но при этом готовы к компромиссам, сотрудничеству и ответственности.

Это именно те идеи и пути, которые сейчас востребованы в политике – образовательной, молодежной, внутренней, мировой.

Видео-запись открытого диалога.
источник
Научно-образовательная политика
Соцсети и джихад: контроль и осмысленность

Тема зависимости от ИИ и «цифрового луддизма» безусловно занимает важное место в научной фантастике.

Хотелось бы внести несколько акцентов в рассуждения Виктора Логинова. Батлерианский джихад не находится в центре внимания оригинальной «Дюны» и ее сиквелов. Он представляет собой исторический фон и весьма далекий.

Важно понимать, к каким последствиям привела победа человека над разумными машинами. Во вселенной Дюны нет компьютеров за исключением достаточно примитивных. Однако, люди столкнулись с серьезной проблемой – хоть компьютеры и запрещены, но есть запрос на их работу. В частности, для управления кораблями в космосе, а также в качестве политических советников.

Решения были найдены в появлении ментатов (людей с чрезвычайно прокачанными аналитическими и математическими способностями) и навигаторов (которые могли управлять кораблями на высоких скоростях). Заметим, что и первые, и вторые уже не являются людьми в полном смысле слова – ментаты плотно «сидят» на соке ягод Сафо, который позволяет им быстрее мыслить. А навигаторы вообще существуют в капсулах, заполненных спайсом.

В центре внимания «Дюны» как раз спайс – а без него невозможны межзвездные перелеты. Spice must flow – эта мантра навигаторов подчеркивает важность ключевого ресурса во вселенной Дюны. Если проводить аналогии с настоящим днем – в качестве спайса выступает электроэнергия. Без электричества никакой цифры не будет. А власть у того, у кого рубильник – как не раз заявлял Михаил Ковальчук.

Относительно всего остального с Виктором Логиновым можем согласиться. Действительно, помимо зависимости от искусственного интеллекта не менее страшна зависимость от весьма несовершенного человеческого разума, который временами пытается спрятаться за ширму ИИ.

Можно выделить вполне четкую границу, за которой наше восприятие мира в соцсетях начинает определяться не нашей волей, а желаниями (страхами, комплексами, заблуждениями) конкретного человека (или сильно ограниченной группы людей). Это происходит тогда, когда появляется «умная лента» и исчезает возможность вернуться назад к сплошному хронологическому просмотру сообщений.

Рубикон был именно тогда. А уж затем последовали «политические чистки» в Facebook, блокировки в Twitter и остальное. Параллельно подчинив message – medium’у.

Да, мы зависимы от телефонов, компьютеров и гаджетов. Но мы зависимы от множества вещей и явлений. Можем ли мы без них прожить? В принципе, да. Только мало кто захочет уйти в такой средневековый дауншифтинг.

С другой стороны, осознавая сложность и опасность ситуации мы можем из категории «неразумных пользователей» перейти в страту «осмысленных». Такой подход нужен при восприятии любой информации на любой площадке.

https://t.me/prbezposhady/13578
Telegram
Беспощадный пиарщик
Виктор Логинов. Специально для БП

Батлерианский джихад или крестовый поход против машин.

Сейчас модно ссылаться на фундаментальный труд Джоан Роулинг, которая дала нам простое и понятное описание окружающего нас мира.

Но в истории литературы, да и вообще в культуры, существовали и другие авторы, творившие на довольно актуальные темы и предсказывавшие будущее.

Возьмём Ридли Скотта. В 1984 году он снял рекламу о первом компьютере Apple Macintosh. Угадаете, кто вдохновил Скотта на рекламу? Правильно, Оруэлл. С учётом того, во что превратилась Apple спустя треть века - предсказание, мягко говоря, сбылось. На 1984% сбылось.

Или «Терминатор». Помните в чём был конфликт этого фильма? Восстание машин.

Тоже самое в «Матрице». Да много где. Рей Бредбери, Роберт Шекли и Айзек Азимов тоже очень старательно анализировали вопрос взаимоотношения человека и машины.

Дальше всех в этом анализе продвинулся Фрэнк Герберт. Автор посредственной, в сравнении с «Гарри Поттером», брошюрки «Дюна» и приложений к ней.

Так вот, основой…
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий: дискурс и измеряемость результатов

Коллеги из Майского указа публикуют протокол первого заседания президиума организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий.

Год будет тесно интегрирован с национальными целями развития, форматами и мероприятиями национальных проектов. Это видно как минимум по поручению Софии Малявиной (АНО «Национальные приоритеты») разработать айдентику Года науки и технологий (логотип, brand-book, проект сайта). В результате информационное обеспечение мероприятий будет глубоко интегрировано с аналогичной работой по всем национальным проектам.

Напомним, что с 2021 года информационное сопровождение в значительной степени сосредоточено именно на базе АНО «Национальные приоритеты».

Особый акцент ожидаемо сделан на социологии. Предполагается совершить два замера (в начале и конце Года) среди школьников, студентов (в т.ч., иностранных), ученых (в том числе, рассматривающих возможность переезда в Россию), бизнеса и регионов.

Необходимость популяризации науки в обществе, усиления очевидности научно-исследовательских процессов и результатов (особенно, на стыке науки и производства) – одна из ключевых задач для Года науки и технологий. Таковой ее видят все ключевые участники – в том числе, президент РАН Александр Сергеев и министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Именно потому столь важна единая айдентика мероприятий. Это нужно не столько руководителям, которые и так будут иметь перед глазами план проведения Года, сколько широкой публике.

Уже сейчас можно отметить – наука становится важным элементом внутрироссийского «брендирования» страны и государства. Наметившиеся успехи как раз и должны закрепить мероприятия в течение Года науки и технологий. Знаем, что многие университеты дали свои предложения по мероприятиям в формате «для галочки».

В подобных случаях НОП будет внимательно наблюдать за полезностью и предметностью.

Напомним, общая логика Года - именно в рамках понятия полного инновационного цикла – от идеи до производства. А проходить он будет в тесной связке с реализацией национального проекта второго поколения «Наука и университеты». Именно в парадигме Года науки и технологий можно будет закреплять принципиальные системные механизмы взаимодействия науки, высшего образования, инновационных процессов.

Также на примере результатов заседания президиума оргкомитета Года четко виден переход, во-первых, к формированию дискурса (национальных целей развития, нацпроектов в отдельности, прорыва – научно-технологического и социально-экономического), во-вторых, к измеряемости результатов. С акцентом не на формальное выполнение тех или иных мероприятий, но через призму общественного восприятия результата.

Именно эти направления будут актуализированы в рамках первого года реализации нацпроектов второго поколения.

https://t.me/maydecree/5101
источник
Научно-образовательная политика
Перевести прорыв научно-технологический в социально-экономический

BlackMirror (@black8mirror) обнародовали план разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. По приведенному документу можно сделать выводы как по механике процесса, так и по роли научно-образовательной сферы.

Особый интерес представляет рабочая группа №5 – «Национальная инновационная система». В качестве векторов работы обозначены:
- образование и цифровая грамотность,
- высокотехнологичное предпринимательство,
- высшая школа, наука, инновации,
- цифровизация и кибербезопасность.

Ожидаемо во главе группы – вице-премьер Дмитрий Чернышенко. В качестве других ключевых высших администраторов указаны Андрей Белоусов, Татьяна Голикова и Дмитрий Григоренко. В ее состав, естественно, входит министра науки и высшего образования Валерий Фальков.

Ключевая работа будет вестись Оперативным штабом Председателя Правительства по разработке Стратегии. Она будет строиться на двойном каркасе: стратегических направлений (с горизонтом до 2030 года) и больших межведомственных задач (BFR, до 2024 г.).

Важно, что именно Оперативный штаб становится центром по сбору и анализу экспертизы из внешних источников. В качестве ключевых определены в основном ведущие российские научные и образовательные организации: Физтех (МФТИ), МГУ, СПбГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Курчатовский институт, МГТУ им. Баумана.

Именно исследовательско-аналитические команды этих вузов (а следовательно – и руководство университетов) будут во многом определять профессиональную и экспертную оценку Стратегии на всех этапах ее разработки.

Установочное совещание у премьер-министра Михаила Мишустина должно пройти завтра, 28 января. Однако, программные установки будут сформированы лишь после заседания Совета при Президенте по науке и образованию. Которое традиционно происходит в окрестностях Дня российской науки (8 февраля).

Отметим, что основные направления функционирования группы «Национальная инновационная система» тесно сопрягаются с реализацией нацпроекта второго поколения «Наука и университеты», а также Годом науки и технологий. Сам формат работы над Стратегией социально-экономического развития и так предполагает очень высокий темп с четкой ориентацией на проектный формат, эффективность и результат. А в указанных обстоятельствах также усиливаются требования к грамотному и глубокому сопряжению сразу нескольких параллельных процессов.

Отдельно стоит указать, что наука, высшее образование и технологии – это фундамент для реализации всех целей развития и национальных проектов. Эта тематика будет присутствовать в работе всех групп и по всем направлениям.

Заметим, что именно в рамках Стратегии социально-экономического должно произойти закрепление науки и технологий как основы развития страны на качественно новом уровне. И работа над этим доктринальным документом послужит хорошим индикатором успешности в достижении данной цели.

https://t.me/black8mirror/1731
источник
Научно-образовательная политика
Для @scienpolicy, @youthpolicy, @stranavozmojnostey, @rosmolodez
@scienpolicy, @youthpolicy, @stranavozmojnostey, @rosmolodez

Немного о смыслах и задачах

1. Молодёжь и наука

Мало кто возьмётся спорить, что Год науки и технологий - лучшее время для фокусного привлечения молодёжи в науку. Через усиление мотивации для потенциальных аспирантов (заодно бы решить вечную беду с процентом защит), создание условий для работы молодых учёных, гранты, конкурсы и т.д.
Но такую работу нужно вести "до результата" - где оценку успешности должен дать сам молодой учёный. И это, без всякого сомнения, нужно делать в команде с организаторами вузовской и академической науки, а также с кураторами молодёжи, где первая скрипка - у Росмолодёжи @rosmolodez.

Всю неделю данные задачи и планы на год я обсуждаю на встречах с ректорами ведущих вузов, но не только с ними.
Вчера очень обстоятельно поговорили за вкусным чаем с Александром Бугаевым, руководителем Росмолодёжи, и теперь могу уверенно сказать - Росмолодёжь прекрасно понимает важность задачи поддержки молодёжи в науке, и в этом году коллеги реализуют конкретные меры -как в формате грантовой поддержки, так и в форумах (часть мероприятий будем делать вместе).

Сегодня взапой (2 часа!) проговорили об этом с Александром Сергеевым, президентом РАН. У Александра Михайловича чай не менее вкусный, чем у Александра Вячеславовича, но важнее то, что он не просто готов содержательно работать с научной молодёжью, но видит это важной линией работы РАН. Как и в целом, курс на определённое "омоложение" Академии, имея ввиду более активное вовлечение в работу профессоров РАН. Обсудили целый ряд конкретных проектов с участием академика Сергеева - как в Москве, так и самых разных регионах России.

2. Университеты и АНО "Россия - страна возможностей"

Я благодарен Алексею Комиссарову, за то что который год он слушает и слышит мои идеи. Вот и сегодня, обсудили с Алексеем Геннадиевичем конкретные шаги по укреплению диалога РСВ с университетами. Не устану повторять, что РСВ - прекрасный и нужный партнёр для вузов. Такое сотрудничество идёт на пользу общей экосистеме университета, укрепляет потенциал региона, позволяет студентам и сотрудникам  принять участие в больших федеральных проектах, усиливает компетенции руководителей вуза и т.д.
Год науки и технологий - идеальное время для укрепления такого партнёрства. Мы наметили ряд конкретных шагов уже на ближайшие недели - с участием ректоров ведущих вузов и коллег из "Сенежа". Верю в успех этого направления и буду ориентировать моих коллег на самое конструктивное взаимодействие с @stranavozmojnostey.
источник
Научно-образовательная политика
НЕрейтинг университетов - рекомендации студентов

В рамках совместного проекта «Социального навигатора» и «Типичного абитуриента» в МИА «Россия сегодня» прошла презентация исследования «Российские вузы глазами студентов - 2021».

Владислав Белый, руководитель проекта «Типичный абитуриент», рассказал подробнее о работе портала. Он помогает абитуриентам и их родителям выбрать вуз. Работа сайта построена на «интернет-сливах» - развернутых отзывах обучающихся и персонала. Обратная связь дает возможность посмотреть на общую картину в целом. Она отображает общий спектр студенческих «хотелок» и потребностей. Речь идет об оценке всех аспектов образовательной организации, преимущественно самими обучающимся.

Опрос студентов показал, что большинство из них пишет о действительно важных вещах, которые касаются учебных планов и качества преподавания. При этом сами авторы проекта тщательно отслеживают накрутки «лайков» от самих вузов.

Согласно данным исследования, число недовольных студентов растет уже пятый год. Эта тенденция является общей и для столичных, и для региональных вузов. В разрезе профиля деятельности - рост числа довольных отмечается только в педагогических вузах, в основном за счет того, что падать больше некуда. Таким образом, в педвузах ситуация наихудшая. Это означает, что пока предпринятые меры по повышению престижа и качества педагогического результаты не дали результатов. Однако, в ближайшее время можно ожидать позитивных изменений, особенно среди студентов младших курсов.

Средние оценки работы вузов по категориям глазами студентов следующие:
• состояние и оснащение корпусов - 6,67;
• удобство расположения корпусов вуза - 7,9;
• качество образования - 6,16;
• качество работы административного аппарата - 5,73;
• дополнительные активности в вузе - 7,08;
• качество общепита - 6,37.

Средняя стоимость работа в столовой - 240 рублей.
Средняя плата на дорогу в месяц - 1170 рублей.
При этом средняя стипендия студента, который хорошо учится - 2500 рублей.

Минобрнауки активно содействует трудоустройству выпускников и студентов, однако текущий финансовый баланс студента создает мало предпосылок для дальнейшего продолжения научной деятельности.

Отдельно рассмотрена ситуация с общежитиями:
• дают всем нуждающимся по запросу лишь 32% университетов;
• совсем не дают в 18% случаев.
Оставшиеся 50% самостоятельно определяют приоритетность выдачи общежитий. Отмечается также, что заинтересованность в привлечении иностранных студентов приводит к тому, что приоритет отдается именно им в ущерб интересам россиян.

Что касается коррупции, то опрос показал, что 70,4% респондентов с ней никогда не сталкивались; слышали и знают о конкретных кейсах - 17,3%; лично участвовали - 12,3%. Лучше всего дело обстоит в Москве.

По итогам исследования был составлен «нерейтинг» рекомендуемых студентами вузов. «Зеленую метку» получили университеты:
• Горный университет в Санкт-Петербурге;
• НИЯУ МИФИ;
• РАНХиГС;
• СПбГУ;
• Финансовый университет;
• «ЛЭТИ»;
• МГИМО;
• ГУУ;
• МГТУ им. Баумана;
• РГУНГ им. Губкина;
• РТУ МИРЭА
• СПбГМУ им. Павлова;
• Сеченовский университет;
• Московский городской педагогический университет;
• МГЮА им. Кутафина;
• РХТУ;
• МФТИ.

Подробнее: https://tabiturient.ru
источник
Научно-образовательная политика
💥В честь достижения уверенных 12 000 подписчиков @maydecree рад сказать спасибо уважаемым коллегам, без которых не смог бы привлечь к себе столько внимания. С одной стороны — число весьма скромное, по сравнению с политическими «титанами» Телеграма, но с другой — многих читателей мы знаем практически поимённо. Не только знаем, но и уважаем, ценим, прислушиваемся.

Будем и впредь стоять на страже интересов Майского указа Президента. Продолжим разоблачать ленивых бюрократов, воспевать «передовиков производства», рассказывать о свежих документах Правительства. Наша задача проста: каждый чиновник должен сделать всё возможное, чтобы Россия достигла намеченных целей стратегического развития, а саботажники подверглись публичной обструкции. Надеемся на вашу дальнейшую поддержку:

НЕЗЫГАРЬ
Кремлевский безБашенник
Daily Storm
Кремлёвский мамковед
16 негритят
Преемник
Политджойстик
Зелёный змий
Пул N3
Нацпроектный ревизор
КАК-ТО ВОТ ТАК
PZDC
Мысли-НеМысли
ВЧК-ОГПУ
Научно-образовательная политика
Свои да Наши
Акценты
НАЦПРОЕКТЫ
Инфобомба
Алибабаич
Политический агрегатор
Дмитрий Болкунец
Русский ноу нейм
Временное правительство
Т34
Кролик с Неглинной
Белковский
Алферова Юля
Алёхин. Telega власти
Городовой
Politeconomics
Эксперт по Госдуме
Три буквы
НеДавыдов
Комиссия по регуляторике
Депутатские будни
СоленыУши
Малюта Скуратов
Ракова позвонит
Раньше всех. Ну почти
Неудаща
Кремлёвский пересмешник
источник
Научно-образовательная политика
МосквОмский консорциум

Межрегиональная кооперация является одной из задач стратегии государства в области науки, образования и инноваций. Системное развитие университета невозможно при замыкании его на самом себе. Полноценное участие в развитии региона или отрасли экономики и реализация третьей миссии возможно для университета только в рамках сотрудничества с широким набором партнеров. Точно так же невозможно полностью замкнуть исследования и разработки, как и подготовку высококвалифицированных специалистов границами одного университета.

Очень интересен опыт Омской области. Дмитрий Маевский, врио ректора Омского государственного технического университета, совместно с Александром Бурковым, губернатором Омской области, провели ряд рабочих встреч с руководителями московских университетов.

Целью визитов стало обсуждение возможных совместных проектов вузов и Правительства Омской области, а также подписание соглашений о сотрудничестве. В состав делегации от Омского региона также вошли Николай Новиков, представитель Омской области при Правительстве РФ, и Роман Смелик, врио ректора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Состоялись встречи с Виктором Мартыновым, ректором Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Александром Мажугой, ректором Российского химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. Итогом встреч стало подписание договоренностей о сотрудничестве Правительства Омской области с РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и РХТУ имени Д.М. Менделеева в целях развития межрегионального и международного сотрудничества и поддержки в осуществлении междисциплинарного подхода в организации образовательного процесса.

Отдельно прошла встреча с руководством Московского физико-технического института. Врио ректора Дмитрий Маевский и проректор по научной и инновационной деятельности Василий Фефелов обсудили с представителями МФТИ актуальные вопросы взаимодействия научных групп университетов по широкому спектру направлений, поделились опытом сотрудничества с другими вузами, а также приняли решение о подписании соглашения.

В рамках подписанных договоренностей предполагается формирование академического сотрудничества в целях проведения совместных научных исследований, проектов и научно-практических мероприятий. Соглашение также предусматривает организацию стажировок научно-педагогических сотрудников и обучающихся, их профессиональную подготовку и повышение квалификации.

В целом, омские и московские вузы договорились о реализации совместных проектов в образовательной, научно-практической, исследовательской и экспериментальной сферах. Сотрудничество предполагает совместную организацию межрегиональных научных образовательных мероприятий, практики и стажировок будущих специалистов на предприятиях Омской области.

Подобные договоренности однозначно будут способствовать не только развитию их участников, но и поступательной реализации национальных целей развития в региональном разрезе Омской области.

Александр Бурков, губернатор Омской области: «Химия и нефтехимия – драйвер развития Омской области. В регионе сегодня производится каждая десятая автомобильная шина и каждая седьмая тонна полипропилена, треть российского техуглерода и половина отечественного ксилола. Это лишь небольшая часть востребованной на рынке продукции, которую производят омские предприятия.

Партнерство с крупнейшими отраслевыми университетами открывает новые возможности для реализации совместных научных проектов и, возможно, внедрения в производство новых продуктов
».

Дмитрий Маевский, врио ректора ОмГТУ, специально для НОП: «Подписанные соглашения с московскими университетами - далеко не первый наш опыт работы с вузами. Мы всегда открыты к диалогу с другими образовательными организациями, поскольку это способствует развитию отечественного образования.

Долгосрочное сотрудничество вузов в рамках заключенных соглашений поможет в продвижении существующих образовательных программ, научно-исследовательском развитии ОмГТУ, а также в осуществлении образовательной подготовки высококвалифицированных специалистов».
источник