Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 19
Научно-образовательная политика
без кцп не возвращайся
его напутствовали в бой
скажи что верим мы министру с тверской

#НОПирожки
источник
2020 August 20
Научно-образовательная политика
Ректорский Дальневосточный прорыв

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного федерального университета в интервью «Российской газете», приуроченному к четырехлетию пребывания на руководящем посту, рассказал о достижениях и планах.

«В первом интервью на посту ректора в 2016 году я говорил о том, что главный вызов для ДВФУ – это почувствовать себя единой командой. Ведь мы объединили в себе четыре разные и сильные университетские культуры, переехали в новый кампус, получили статус федерального университета. Это серьезная трансформация. Но сейчас могу сказать, что она завершилась успешно. Результаты 2020 года – пять тысяч бюджетных мест, вхождение в топ-500 престижного международного рейтинга QS, включение программы развития ДВФУ в указ президента о социально-экономическом развитии Дальнего Востока – это признание заслуг большой команды университета».

Подробнее: https://telegra.ph/Anisimovskij-proryv-08-19
источник
Научно-образовательная политика
Державинский Авангард

В 2021 году в кампусе «Державинский» Тамбовского государственного университета начнет работать учебно-методический центр «Авангард». Это специализированный военно-образовательный комплекс, деятельность которого направлена на реализацию передовых педагогических идей, проектов и образовательных технологий в военно-патриотической сфере. Создание центра «Авангард» инициировано Министерством обороны РФ. К 2024 году такие учебно-методические центры появятся в каждом субъекте России.

Миссия «Авангарда» – формирование у молодежи лидерских качеств; устойчивой гражданской позиции; чувства верности Отечеству и личной ответственности за судьбу страны; раскрытие творческого потенциала детей и подростков; укрепление их физического здоровья.

«Создание на базе университета уникального военно-патриотического кластера «Авангард» – знаменательное событие для региональной системы образования. Учебно-методический центр призван решать такие ключевые задачи, как военно-техническая подготовка населения, обеспечение территориальной стратегической связности региона, современное качественное обучение подрастающего поколения в соответствии с устойчивыми нравственными ориентирами. Все это соответствует основным содержательным линиям концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе и является одним из важнейших сегментов развития Державинского университета», – сообщил ректор Владимир Стромов.

Кампус «Державинский», расположенный в экологически чистом районе поселка Георгиевский, имеет все необходимые инфраструктурные возможности для полноценного функционирования и эффективного развития центра «Авангард». Там будут проводить регулярные учебные сборы с десятиклассниками, проходящими обучение по основам военной службы; военно-патриотические смены для воспитанников военно-патриотических клубов, юнармейцев, кадет в период школьных каникул; курсы переподготовки и повышения квалификации для педагогических работников, кураторов юнармейских отрядов, преподавателей-организаторов ОБЖ.

«Ребята смогут не только подготовиться к срочной армейской службе, но и узнают, что им предстоит, если они выберут для себя профессию кадрового военного. Со временем «Авангард» станет для молодых людей настоящим центром притяжения, в который они будут стремиться попасть. Надеемся, что опыт ТГУ имени Г.Р. Державина в сфере военно-патриотического воспитания подрастающего поколения станет образцовым для других субъектов РФ», – подчеркнул директор кампуса «Державинский» Андрей Лосев..

Создание учебно-методического центра «Авангард» осуществляется при поддержке администрации Тамбовской области совместно с региональным управлением образования и науки, военным комиссариатом, Тамбовским территориальным гарнизоном.

В данных вопросах Тамбовская область, по сути, выступает в качестве типового и пилотного региона – на базе «Авангарда» будут «обкатываться» многие перспективные технологии военно-патриотического образования и воспитания. Создание подобного центра хорошо коррелирует со стартовавшей 19 августа пятой смены «Служение Отечеству» Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов». Она объединила участников со всей страны в офлайн и онлайн-формате. Здесь собрались сотрудники российских министерств и федеральных служб: МВД, Росгвардии, ФТС, МЧС, Минобороны, Генпрокуратуры и Следственного комитета. В рамках образовательной программы будут рассмотрены вопросы измерения общественных настроений как фактора принятия эффективных решений, борьбы за справедливость, создания благоприятной среды через служение людям. В течение всех дней смены участники будут разрабатывать предложения по повышению эффективности межведомственных коммуникаций. Смена продлится до 25 августа.

Также «Державинский» «Авангард» по научно-исследовательскому вектору будет одним из якорных центров сотрудничества в военным технополисом «ЭРА» Минобороны.

Новость о создании «Авангарда» в Тамбовском госуниверситете: http://www.tsutmb.ru/tsu-news-archive?pid=10457
источник
Научно-образовательная политика
Атомному локомотиву 75 лет

Сегодня исполняется три четверти века атомной промышленности России. «Ровно 75 лет назад, 20 августа 1945 года, Государственный комитет обороны СССР принял решение об организации Спецкомитета и Первого Главного управления для проведения работ по ядерной тематике. ПГУ стало платформой для создания в 1953 году легендарного Минсредмаша, на достижения которого отрасль равняется и поныне», - заявил в видеобращении к сотрудникам Росатома глава госкорпорации Алексей Лихачев.

Атомный проект СССР по полному праву может именоваться программой не мега, но уже гипернауки. В короткие сроки была сформирована уникальная инновационная экосистема, включающая полный цикл исследований и разработок – от фундаментальных изысканий до производства топливных элементов и постройки реакторов.

Безопасность является ключевым компонентом атомной энергетике – аварии в Чернобыле и на Фукусиме стали вехами на этом пути. Сегодня можно с уверенностью сказать, что АЭС являются одними из самых безопасных установок энергетического или промышленного профиля.

Атомный локомотив – один из ключевых двигателей научно-технологического прорыва. При этом направления работы Росатома сейчас серьезно диверсифицированы: строительство безопасных реакторов, работы по замыканию ядерного топливного цикла, инжиниринг, атомный ледокольный флот, ветроэнергетика и многое другое.

Сформирована и эффективно функционирует связка Росатом – Курчатовский институт. А главные «атомные» идеологи – Сергей Кириенко и Михаил Ковальчук – стали инициаторами научно-технологического прорыва.

И Курчатник, и Росатома интегрированы в широкий спектр нацпроектов и направлений развития отраслей – от ядерной физики до АПК, от генетики до квантовых технологий.

Изначально атомный проект был сугубо военным, однако практически сразу начало развиваться гражданское направление. И сегодня в тесной связке работают атомщики и оборнщики, а отрасль становится значимым донором новых технологий для гражданского применения.

Магистральным стратегическим документом по развитию атомной промышленности стала Комплексная программа развития атомной науки и технологий, которая, по сути, является 14-м национальным проектом. Указ о ней уже подписан Президентом РФ.

Спустя три четверти века атомная отрасль остается одной из главных научно-технологических «точек сборки» и «центров превосходства», обеспечивая лидерские позиции России на мировой арене в областях соответствующих компетенций.

Подробнее: https://rosatom.ru/journalist/news/glava-rosatoma-a-likhachev-obratilsya-k-sotrudnikam-atomnoy-otrasli/
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Анзор Музаев назначен руководителем Рособрнадзора — пресс-служба ведомства
источник
Научно-образовательная политика
Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл встречу с выпускниками III потока программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Слушатели находились в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», где на текущей неделе проходят завершающий модуль программы.

«Хочу от души поздравить вас с окончанием программы Высшей школы государственного управления, которая за три года по сути стала настоящей кузницей управленческих кадров. Хотел бы отметить, что участники программы востребованы практически на всех уровнях власти. Среди выпускников – руководители 29-ти регионов, пять федеральных министров, заместители председателей̆ Совета Федерации и Государственной̆ Думы, мэры крупных городов. Причём нередко назначения на такие высокие, ответственные должности происходят или происходили прямо в процессе обучения».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Комиссаров:

Мы пригласили на патриотическую смену молодых людей, которые выбрали своей профессией служение Родине и ее интересам, служение людям. Это высшее проявление патриотизма – готовность пожертвовать собой ради блага и здоровья других.

Патриотизм и помощь людям – лейтмотив новой смены ТСonAir. Она так и называется «Служение Отечеству». Участие в ней принимают около 1200 человек почти из 60 регионов, это рекорд по сравнению с предыдущими сменами. 

В числе прочих мероприятий, в рамках смены сегодня с участниками форума «Территория смыслов» встретился Заместитель начальника Управления по внутренней политике Администрации Президента Тимур Прокопенко.

https://t.me/youthpolicy/4579
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как внедрение ГЧП–моделей от ВЭБ.РФ позволит создать
современные школы в рамках одноимённого федпроекта?

Стоит ли развивать экспорт образования или на фоне кризиса нужно сконцентрироваться на развитии системы в «отдельно взятой стране»?

Система on-line образования: готовы ли мы сотрудничать с лидерами независимо от их резидентства или поддерживаем «отечественных производителей»?

Какая стратегия нужна российским вузам, чтобы в условиях пандемии в мировых масштабах конкурентоспособность российских университетов не снижалась, а продолжала укрепляться?

ВЭБ.РФ позволит создать
современные школы в рамках одноимённого федпроекта?

Стоит ли развивать экспорт образования или на фоне кризиса нужно сконцентрироваться на развитии системы в «отдельно взятой стране»?

Система on-line образования: готовы ли мы сотрудничать с лидерами независимо от их резидентства или поддерживаем «отечественных производителей»?

Какая стратегия нужна российским вузам, чтобы в условиях пандемии в мировых масштабах конкурентоспособность российских университетов не снижалась, а продолжала укрепляться?

Об этом и многом другом пойдет речь в Открытом разговоре Михаила Алашкевича, старшего вице-президента ВЭБ.РФ и Евгения Сжёнова, научного руководителя ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Трансляция состоится на платформе ММСО.

Организаторы - НОП и конкурс «Моя страна - моя Россия» президентской платформы «Россия - страна возможностей».

Сегодня, 20.08 в 19:00

Партнёр трансляции Социальная сеть ВКонтакте.

https://vk.com/mmcoexpo?w=wall-89014401_2426
источник
Научно-образовательная политика
Приборное обновление

Опубликован протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, для участия в отборе на получение грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука».

Всего поддержку могут получить 301 научная и образовательная организация на сумму почти 4,2 млрд руб. Максимальную сумму в этом случае получит Курчатовский институт – почти 400 млн, почти 130 млн – МГУ, 121 млн – СПбГУ. Минимально возможная сумма, которую можно было получить составляет 1 млн руб., ее обладателями способны стать 78 научных институтов. Заметим, что 102 организации получат более 10 млн руб., в том числе 15 – более 50 млн.

При этом, по некоторым сведениям, часть претендентов (142 организации) не смогут претендовать на средства на обновление приборной базы, поскольку уже получали поддержку на эти цели.

Для достижения результата по гранту к концу 2020 года: процент обновления приборной базы должен быть не менее 4%, уровень загрузки оборудования – не менее 80%, доля внешних пользователей – не менее 20%, а доля исследований под руководством молодых ученых – не менее 15%.

Напомним, что в нацпроекте «Наука» поставлена цель по обновлению приборной базы ведущих организаций на 50% к 2024 году.

Полный список получателей гранта: https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/08/main/AM_9-pr.pdf
источник
Научно-образовательная политика
«Стомилионники» преткновения

Недавно были подведены итоги конкурса в рамках одних из самых крупных грантов, которые существуют в научно-образовательной сфере – «стомиллионников». Они пришли на смену Программе президиума РАН.

Это была первая пилотная волна нового формата существования «гипергрантов», которые выдавались на проекты, сфокусированные на фундаментальные и поисковые исследования, сопряженные с приоритетами Стратегии научно-технологического развития.

Результаты конкурса тут же стали предметом горячей дискуссии – а иначе и быть не могло, ведь формат, адресаты и требования к получателям грантов были всерьез «перезагружены», но при этом, конечно, неизбежными стали сравнения с аналогичными итогами предыдущей «реинкарнации» «стомиллионников» в виде Программы президиума РАН.

При этом некоторые представители научно-образовательной сферы высказали серьезные претензии к формату проведения конкурса и особенно – к механике проведения экспертизы. Часть замечаний несли в себе конструктивную критику, но также встречались и совсем одиозные высказывания (ярким примером стало очередное заявление Клуба «1 июля»).

В целом, все участники процессе определения победителей – ученые, Минобрнауки, РАН – признают, что экспертиза была проведена неидеально. Хотя для справедливости стоит заметить – что ко всем видам и формам экспертизы существуют объективные претензии.

Мы сосредоточим свое внимание на ключевых участниках процесса оценки заявок – то есть, Минобрнауки и РАН. Министерство выступало в качестве оператора конкурса – и в итоге получило целый поток критики за «неправильные» (по мнению недовольных) результаты. Было сказано много о том, что экспертиза на подобные гранты должна быть передана Российской академии наук. С другой стороны, иные представители научно-академической среды высказывали претензии также и к руководству РАН, которое недостаточно хорошо поработало в процессе экспертизы в целом и взаимодействия с Минобрнауки в частности.

Самое интересное в дискуссии об оценках состоит в том, что ключевым участником этого процесса являлось как раз-таки не Минобрнауки, а РАН. Было предусмотрено участие РАН на всех этапах организации таких исследовательских проектов.

Специально сформированный для конкурсного отбора Экспертный совет, состоящий из ведущих ученых членов Российской академии наук, определил не только 11 тематических направлений проектов и критерии их конкурсного отбора, но и назначил квалифицированных экспертов РАН для содержательной оценки каждой допущенной на конкурс заявки.

Подбор экспертов осуществлялся Экспертным советом с учетом их предметной специализации и профессиональных знаний, а также аффилированности и возможного конфликта интересов.
Экспертами РАН по каждому критерию были выставлены соответствующие баллы, согласно утвержденным Экспертным советом их возможным значениям, сумма которых позволила сформировать общий рейтинг заявок.

Таким образом, не в качестве институции, но в рамках персонального состава экспертного совета и рецензентов – вся экспертиза целиком и полностью находилась в ведении Российской академии наук.

Заметим, что в РАН также признают – были определенные недоработки. В качестве примера «лучшей практики» и референтной модели президент Академии Александр Сергеев предложил ориентироваться на организацию и проведение экспертизы в рамках мегагрантов. Письмо с соответствующими предложениями было направлено 18 августа министру науки и высшего образованию Валерию Фалькову.

Собственно говоря, и само Министерство четко понимает, что для экспертизы в вопросах распределения грантов (и «стомиллионников», и всех остальных) есть пространство для улучшения и совершенствования процедуры. Предложения президента РАН Александра Сергеева совпадают с планами Минобрнауки.

Так что по данному вопросу РАН и Министерство еще раз демонстрируют высокий уровень взаимного доверия и схожесть взглядов на развитие науки в России. Вбить стомиллионный клин экспертизы в их отношения недругам не удастся.
источник
Научно-образовательная политика
«Обучение на III потоке программы развития кадрового управленческого резерва сейчас успешно заканчивают 75 человек – это управленцы из органов государственной власти федерального и регионального уровней, топ-менеджеры государственных и частных компаний. Слушателями программы также являются 17 победителей конкурса управленцев «Лидеры России», – прокомментировал директор ВШГУ РАНХиГС, Алексей Комиссаров. – Во время обучения участники программы получили навыки по таким направлениям, как управление регионом, муниципалитетом; развитие образования и будущее образования; политика и реформы в области здравоохранения; формирование человеческого капитала: вызовы, стоящие перед рынком труда; развитие общественного транспорта; новые технологические тренды и модели эффективного менеджмента; действия на случай ЧС; использование больших данных в госуправлении; цифровая трансформация государственного управления; повышение производительности труда, мотивация сотрудников; управление людьми; антикоррупционная политика и другие»
источник
2020 August 21
Научно-образовательная политика
Вчера, 20 августа, состоялся Открытый разговор Михаила Алашкевича, старшего вице-президента ВЭБ.РФ и Евгения Сжёнова @szhenov, научного руководителя ЭАЦ "НОП".

Разговор в прямом эфире смотрело около 100 000 зрителей и еще несколько тысяч увидели его в записи на странице ММСО ВКонтакте.

Центральной темой беседы в формате "без галстуков" стала экономика системы высшего образования: её состояние, перспективы и вызовы.

Как университетам укрепить свою конкурентоспособность? Какие развивать цифровую экосистему вуза?
Какие успешные кейсы в формате ГЧП может предложить ВЭБ.РФ для системы образования и почему это важно для университетских консорциумов? Как университетам стать более интересными партнерами для крупного бизнеса?
Сколько школ нового формата планируется создать в России и для чего? (в контексте недавней встречи президента с министром).
ВЭБ.РФ для системы образования и почему это важно для университетских консорциумов? Как университетам стать более интересными партнерами для крупного бизнеса?
Сколько школ нового формата планируется создать в России и для чего? (в контексте недавней встречи президента с министром).

Немного позже команда НОП опубликует стенограмму Открытого разговора.

https://t.me/scienpolicy/11194
источник
Научно-образовательная политика
источник