О талантах и школах (2/2)
Все описанные проблемы имеют прямое отношение к базовым школам – проекту Минпросвещения и РАН. Его раскритиковали эксперты за сырость и методологические лакуны, но он, нем не менее, был запущен с этого учебного года. Первые результаты
разбирает Екатерина Ерохина на Indicator. Формальный старт дан во всех 32 регионах: 108 школ получили сертификаты базовых школ РАН.
Сразу же выявились проблемы, о которых было прекрасно известно еще на старте. Школы постепенно переводятся в региональное подчинение (что может вызвать описанные выше проблемы – в частности, дефицит мест для жителей микрорайонов, где они расположены), есть проблемы со взаимодействием между учебными заведениями, вузами и научными институтами (разная подведомственность), не до конца выработаны форматы сотрудничества.
Отдельная тема – финансирования. Изначально говорилось о серьезом вкладе частных инвесторов, но вот с бюджетными ассигнованиями все пока бесперспективно – точно не в следующем году и, вероятно, даже не в 2021-м федеральный бюджет сможет оказать помощь проекту. Впрочем, тут скорее дело регионов – им и карты в руки.
Впрочем, вице-президент РАН Алексей Хохлов, ознакомившись со статьей,
пожурил автора за излишний акцент на финансы:
«Проект развивается за счет энтузиазма региональных координаторов и активной поддержки региональных властей». А отсутствие федерального финансирования позволяет избежать излишней отчетности и введения многочисленных индикаторов.
Удивительная, конечно, позиция со стороны представителя РАН, которая вечно жалуется на недостаточность финансирования и науки вообще, и своей деятельности в частности.
На энтузиазме надо работать, товарищи! Этот призыв он адресует вузам, научными институтам и их сотрудникам в рамках реализации проекта базовых школ (которым вполне могут помочь региональные власти, если те им подведомственны или как только таковыми станут). И куда делись стенания Академии о скудости оплаты труда ученых и педагогов на фоне чрезмерной загрузки?
Итог для школ РАН неутешителен – сколь-нибудь серьезное присутствие Академии в школьной среде проект вряд ли сможет обеспечить, скорее установит или упрочнит связи с ней конкретных вузов и научных институтов.
Да и в целом, школы, как пишет Екатерина Ерохина,
«определили пути развития на основе своих прежних наработок, вводить новые курсы и профили классов они будут с помощью хорошо знакомых региональных институтов и университетов».
В итоге может получиться комбинация проблем – школы получат поддержку, но при этом будет проведена сегрегация: внешняя – они станут привилегированными или, что еще хуже – внутренняя (будут выделены особые классы).
Это лишь часть возможных негативных последствий, но немаловажная – она формирует отношения в региональных и локальных образовательных системах, влияет на позицию родителей и учителей, а также, что самое важное – на самих школьников (и не всегда наилучшим образом).
Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/ran-operla-shkoly-na-regiony.htm