
К сожалению, комментаторы, продвинувшиеся в его разгадывании дальше всех — сильнее всех исказили смыслы.
Вот коллега пишет, что мы намекаем на русского казака Николая Ашинова — основателя первой русской духовной миссии в Африке на территории нынешней Джибути.
При этом коллега называет его, Ашинова, чуть ли не «колониалистом».
Это полный бред. У Российской империи тех времён не было колонизаторских планов в Африке (что логично: ведь были свои бескрайние неосвоенные просторы Сибири и ДВ; собственно, даже Аляску продали Штатам за 20 лет до Ашинова именно потому, что в заморских колониях Российская Империя просто не была заинтересована).
Теперь про Ашинова. В путешествии в Джибути в 1889 году его сопровождал православный священник — архимандрит Паисий. Это была духовная миссия: обитатели той части Африки, которых тогда, не особо разбираясь, у нас называли «абиссинцами» — как раз сражались с западными, прежде всего, итальянскими, колонизаторами. И русское общество им сочувствовало, как десятью годами ранее — балканским христианам, находившимся под османским игом.
Тогдашний МИД, кстати, Ашинова не поддерживал (внезапно, да?) — ему помогали частные предприниматели, русские купцы, мечтавшие принести на этот молодой рынок нашу экономическую модель: не обирать африканцев, как Запад — а сотрудничать с ними. Чтобы было Win/Win.
Подобную модель в то же самое время предлагал другой великий путешественник — Миклухо-Маклай: создать в Новой Гвинее свободное туземное государство — «Союз Папуасов», которое бы, чувствуя за спиной Россию, не позволило Европе эксплуатировать этот новый мир. Но наш МИД (внезапно, да?) не поддержало Маклая, так же, как и Ашинова.
Эта возможность — создания в Африке альтернативного, неподконтрольного колониалистам центра силы — до смерти напугала Запад. Уже через неделю к поселению Ашинова подошла французская эскадра и в упор расстреляла беззащитных людей из артиллерийских орудий. Знай, мол, кто тут monsieur.
Думаю, с Ашиновым понятно. И одна из целей нашей экспедиции — вернуть ему доброе имя, напомнить, что наша помощь жителям Африки в борьбе с колониализмом началась не в «год Африки» в 1960 году, и даже не с русских волонтёров в Трансваале — а ещё раньше.
Смотрим на ребус далее. D-Day — это действительно аллюзия на высадку в Нормандии в 1944 году. Кто тогда был главным врагом человечества? Нацизм.
Нынешний главный враг, имеющий много параллелей с тогдашним, — это международный терроризм под псевдоисламскими лозунгами.
После разгрома в Сирии — остатки ИГИЛ мигрировали, сейчас они действуют в некоторых регионах Африки, ведут борьбу против местных легитимных правительств, готовят базу для возможных терактов в Старом и Новом Свете.
Таким образом, линии от Индийского океана до ЦАР и Ливии — это линии стабильности. Экспорт стабильности, борьба с терроризмом, начало диалога между различными силами в обществе — это то, что предлагает миру Россия. Кое-где — например, усилиями нашего посла в Мали, Громыко-младшего, о чём я писал для каталонской газеты PuntAvui — это уже делается.
Именно поэтому на ребусе автомат смотрит в левый нижний угол («уменьшение силы» — в данном случае уменьшение негатива, «штыки в землю»).
Но — главное: западный (а с некоторых пор и, как бы политкорректнее сказать, восточный) колониализм никуда не делся. Он лишь принял другие формы. Зарубежные игроки навязывают африканским странам связанные кредиты (потому что без них — ты вообще не сможешь построить у себя аэропорт и дорогу к нему — выбирать не приходится).
Более того, Запад создаёт коррупционную систему, с помощью которой несметные богатства континента перекачиваются в его, западные, оффшоры.
Этот новый колониализм в чём-то не менее бесчеловечен, чем прежний, рабовладельческий: поскольку обрекает вас на порочный круг бедности.
Россия же — предлагает альтернативу.