Size: a a a

НЕЗЫГАРЬ

2020 March 02
НЕЗЫГАРЬ
Татьяна Становая

Пять путинских элит на фоне транзита.

( 2 )


Президент склонен к повышенной секретности при обсуждении всех важных вопросов, и значит, круг лиц, с которыми он их обсуждает, сужается, а роль «свиты» в такой ситуации неизбежно растет. Большинство рутинных вопросов социально-экономической и экономической, бюджетной и финансовой политики делегируются правительству.

Путин сокращает общение не только с правительственными бюрократами, но и с более весомыми фигурами в иерархии власти, включая его собственных старых соратников, ведь они всегда что-то просят, отвлекают от более важных задач или на что-то жалуются. «Свита», в отличие от всех остальных, молчалива, исполнительна, самоотверженна и лучше других понимает, о чем можно, а о чем нельзя говорить с президентом.

Становится все более выраженным трендом позднего путинского периода правления — дистанцирование «соратников» от власти и охлаждение Путина к близким фигурам, получившим активы и влияние.

Госолигарх — статус, дарованный государством, а значит, он может быть утрачен при самых разных обстоятельствах и потенциально привести к резкому краху политической карьеры.
Эта категория также наиболее уязвима с точки зрения предстоящей ротации власти: будущий преемник наверняка получит некую, пусть на первых порах ограниченную, автономию при реализации своей кадровой политики, а следовательно, и возможность расставлять своих людей в сфере государственного бизнеса.

Реальное влияние «соратников» на транзит, стартующий уже в этом году, будет более ограниченным, чем могут ожидать наблюдатели. Путин не позволяет им выходить за рамки своих зон ответственности и предпочитает прислушиваться к профессиональным, а не дружеским советам.

В отличие от госолигархов, которые приходят к Путину просить о помощи и поддержке, путинские бизнесмены помогают президенту, предлагая эксклюзивные услуги. Такая модель отношений позволяет предположить, что именно частный путинский бизнес будет наращивать влияние в период транзита и после него.
Госолигархи строят в основном международный крупный бизнес. Частные путинские предприниматели не так интегрированы в мировую экономику и гораздо более консервативны, чем их коллеги по госбизнесу. Более того, спрос на их услуги может вырасти в случае осложнения отношений и усиления конфликта России с Западом.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Татьяна Становая

Пять путинских элит на фоне транзита.

( 3 )

Режим становится все менее политизированным, то есть технократы вытесняют политические фигуры, а президента все больше раздражает политическая амбициозность или излишняя инициативность.
На смену пришел «Администратор».

Вопреки распространенной мифологии, ни силовики, ни «путинские друзья» не являются сегодня главной опорой власти. В практическом плане такой опорой служат именно политические технократы — те, кто берет на себя реализацию политически значимых для Путина задач. В отличие от обычных технократов тут есть и поле для умеренной автономии, и возможность проявить себя, что открывает пути для реализации амбиций.

За последние годы эшелон политических технократов значительно расширился. Он и дальше будет расширяться, делая правящую элиту в целом менее «путинской», то есть ее ключевые представители все реже смогут похвастаться близким знакомством с Путиным до того, как он поднялся на федеральный уровень своей карьеры.

Политические технократы, как и все технократы, лишены возможности проявлять серьезную политическую инициативу. Не стоит ждать от них реформ или политического творчества ― это исполнители. Однако получение от президента особой миссии политизирует их статус. У политических технократов есть важное преимущество: они готовы действовать жестко и четко в контексте заданного Путиным курса. Учитывая, что степень их успешности будет оцениваться по результатам, особое значение приобретает способ измерения этого успеха.

Красиво нарисованная картинка становится более востребованной, чем реальная ситуация.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Татьяна Становая

Пять путинских элит на фоне транзита.

( 4 )

Еще никогда за все годы существования современной России Совет Безопасности Российской Федерации не влиял столь активно на выработку концептуальных документов, причем не только в узких вопросах безопасности, но и в широком контексте экономической и социальной политики. При этом важно оговориться: такая активность не всегда означает реальное участие в выработке проводимого курса, однако она оказывает идеологическое влияние на политическую дискуссию вокруг него.

Путин всегда с особым почтением относился к этой категории элиты, для него нет более преданных, более жертвенных служащих, чем охранители. В последние годы их политические возможности существенно расширились.

Еще одна причина роста влияния охранителей на внутреннюю политику — функциональная ограниченность возможностей остальной части элиты. Сергей Кириенко, который относится к числу политических технократов, предпочитает не проявлять инициативу и работать с теми институтами, что уже созданы. Без специального поручения со стороны Путина никто в администрации президента не будет выдвигать собственные идеи или ставить политические эксперименты, обновлять политическую архитектуру.

Охранители часто конкурируют между собой, но в этой конкуренции, в этом постоянном соревновании репрессивных идей и происходит усиление консервативного тренда, его регулярная подпитка.

Элита становится все более фрагментированной и конфликтной. Причем конфликтной не только по вопросам влияния или собственности, но и идеологически. А это очень серьезный вызов для Путина.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Важное дополнение Незыгаря.

1. Современная российская политическая Система представляет собой скорее сетевую организацию.
Она не линейна и не вертикально выстроена. В ней нет устойчивого центра принятия решений. Кроме, естественно, Президента.  Выработка и принятие решений скорее по сути полицентрично. Структура власти более проекционна, с   Реактивными и Смысловыми образованиями; временными узловыми центрами и тактическими развязками.

2. Особенность Системы в том, что она способна на перегруппировку: мобильно принимает и отторгает поведенческие модели, решения; моделирует собственный баланс интересов.

3. Система с 2016 года вступила в фазу активного обновления и приспособления к «новым вызовам». Иными словами, постсоветский период заканчивается и уступает место «новой реальности».

4. Система серьезно озабочена собственной выживаемостью, осознает риски, но в целом не понимает весь объем угроз и возможностей. Отсюда осторожное нащупывание, маленькие шаги, реактивные отливы.

5. Обновление политического класса Системы- важнейший смысловой элемент. Именно здесь заложены самые сильные субъективные риски.  Задача заполнения политического класса представляет собой революционное явление в эволюционных формах. Хотя бы по задумке Акторов процесса.

6. Постсоветская элита обладала звериным качеством выживаемости, но при этом была лишена навыков политического девелопмента.

7. Персонализация лидера в Системе была нужна на «постсоветском этапе». На этапе трансферта требуется скорее Гарант. А в обновленной системе Персональность вообще не важна и даже сверхзатратна для Системы.

8. Важно учитывать субъектность Бюрократии, Региональных Элит и Силовиков. Они все полифракционны, но обладают важной особенностью корпоративности интересов и даже примитивной идеологизации Служения. Что дает им статус устойчивых групп.

9. Цепкость Системы строится на Смыслах. Формат тут даже не важен- глобальны они или банальны; Скрепы или Ось.

10. В Системе присутствует два интересных тренда. С одной стороны, она ищет баланса. С другой, предпочитает управляемый Хаос. Баланс означает достижение к Стабильности. А реформации нужен конфликт. Все сходится в точке Саморегулирования.

11. Учитывая, что у элит крайне слабый опыт саморегулирования через консенсус и принятия договоренностей;Систему еще ждет немало политических горок. Поиск Саморегулирования- это целевая задача; в том числе и некий вызов.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Безответственное отношение к собственной жизни- это тоже наше национальное.

https://t.me/russicatop/8539
источник
НЕЗЫГАРЬ
Значительные деньги на медиа и информационные спецпроекты мэрии Москвы сосредоточены в ФОНДАХ Департамента предпринимательства и инновационного развития (ДПИР).
О нем мало информации и странно, что никто из тг-каналов его не трогает.

Этот департамент дает "субсидии и материальную помощь бизнесу".
Под ним все технопарки, фонд кредитования малого и среднего бизнеса и очень большая доля бюджетных средств. Они тесно работают со Сбербанком.

Руководит Департаментом старый знакомый Сергуниной (еще с 2004 года) по Росимуществу Фурсин.

Через ивенты и прочую ерунду кормится значительное количество СМИ, радиостанций и блогеров.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Власти официально подтвердили подозрения на коронавирус у одного человека в Москве.

Хотя, по всей вероятности, вирус в России уже давно, просто он "скрыт" и от него не погибали люди.  Об этом заявил нам депутат Госдумы и врач со стажем Алексей Куринный.

"Скорее всего, в российской популяции вирус есть, он пока, может быть, не фиксируется четко, есть скрытые формы, есть стертые формы, есть те формы, которые под маркой обычного гриппа идут. Естественно, тотального обследования всех пациентов на коронавирус сейчас не происходит", - говорит депутат.

"Подавляющее большинство просто перенесет вирус, как обычную простуду, может быть, даже несильно задумываясь о том, что это было. Подавляющее большинство перенесет его с положительным эффектом без каких-либо серьезных последствий", - сказал депутат.

А вам не случалось в последнее время переболеть чем-то странным, когда держится температура, а противовирусные не действуют?

Подробнее - в интервью.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Слабое место этой пиар-конструкции при мэрии - большой объём гуляющей наличности, которая в том числе направляется телеграм-каналам, в том числе анонимным. Ну и блогеры типа Кононенко вряд ли отчитаются вбелую, зачем они так сильно влюблены в  московскую повестку.
https://t.me/russica2/24483
источник
НЕЗЫГАРЬ
Источник рассказал, что отзыв зампреда Верховного суда Василия Нечаева своей кандидатуры на назначение на новый срок – это один из ходов сложной игры, согласованной с председателем ВС Вячеславом Лебедевым. У Лебедева давняя «война» с главой коллегии по экономическим спорам, зампредом ВС РФ Олегом Свириденко, переназначение которого тоже сейчас в подвешенном состоянии. Все попытки Лебедева убрать Свириденко за коррупционные действия натыкались на жесткий ответ со стороны ФСБ РФ: «Нечаев точно такой же, а его убрать не просите. Если убирать, то двоих». Лебедев и Нечаев близкие друзья уже несколько десятилетий. По словам источников, после долгих совместных консультаций Лебедев и Нечаев лишились на размен. Нечаев добровольно снимает кандидатуру. Но и Свириденко не будет больше в ВС РФ. Лебедев первую часть плана по размену Нечаева на Свириденко выполнил.       
источник
НЕЗЫГАРЬ
​​На уральского олигарха Валерия Ананьева, похоже нашли управу. Владелец компании «Атомстройкомплекс» пытается уничтожить в Екатеринбурге лесопарк Березовая роща. На ее месте коммерсант хочет возвести очередной жилой комплекс. Местные жители, понятное дело, против. Вырублено уже несколько гектаров. История тянется с 2018 года. К тому же выяснилось, что здесь есть краснокнижные растения. В этой связи чиновники запустили процесс по присвоению Березовой роще статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения.

О ситуации осведомлены и федеральные власти. Защитники рощи направили обращения премьер-министру Михаилу Мишустину и Виталию Мутко — новому главе госкомпании «Дом.РФ», которая ранее продала Ананьеву спорный участок под жилищное строительство. В екатеринбургской мэрии, где ранее отказывались от идеи сохранения березовой рощи со ссылкой на согласованный генплан, уже готовы пойти на корректировку документа.

Деятельность структур, подконтрольных Ананьеву, неоднократно вызывала у екатеринбуржцев серьезные нарекания. Только вот олигарха, судя по всему, недовольство горожан ничуть не смущает. Например, в «Атомстройкомплексе» считают допустимым размещать цементный завод в непосредственной близости от жилых домов. Здоровью жильцов это производство наносит реальный вред. А Ананьеву приносит прибыль. Ничего личного. Просто бизнес.

https://pravdaurfo.ru/articles/185826-minprirody-spaset-park-v-ekaterinburge-ot
источник
НЕЗЫГАРЬ
Живая Система

Российская политическая система представляет собой переходную модель – от чисто иерархической к комбинированной (иерархическо-сетевой). В вопросах администрирования продолжает формироваться вертикаль власти (единая публичная власть, дерегионализация, ремуниципализация). В сетевой структуре ключевое значение имеют узлы, которые действительно могут образовываться ситуативно. Однако, не менее важна среда системы – тот «клей», который делает ее единым целым. И «элитная среда» оказывает значимое воздействие на всю Систему.

Важно отметить единые элементы системы, которые действуют как стяжки – это новый управленческий (и шире – политический) класс с едиными установками и системным мышлением, формирование которого идет на президентской платформе «Россия – страна возможностей», клубная культура, формирование внеполитического гражданского общества с различными контролируемыми формами самоорганизации.

Система усилиями внутриполитического блока приобретает большую гибкость, способность образовывать новые узлы и связи. Именно гибкость является основой саморегулирования, поскольку позволяет оперативно подстраиваться под изменения внешней («новые и большие вызовы») и внутренней (межэлитный баланс) среды.

Хаотизации как таковой не происходит – есть лишь восприятие все большей гибкость как внесение элемента хаоса. Однако, это реализация механизма динамической стабильности, который невозможен без постоянного движения, обновления и саморефлексии.

Образно говоря, система «разминается» – постепенно, аккуратно и тщательно контролируя свое состояние. Именно это является причиной осторожности и «маленьких шагов» вместе в тактическими временными откатами.

Смыслообразование – это основа не только развития Системы, но и ее выживаемости. Частично эта функция делегирована обществу через механизмы краудсорсинга – именно это реализуется в многочисленных конкурсах и социальных лифтов во главе с «Лидерами России» со всеми их треками. В определенной степени эти функции сейчас выполняет политический сегмент Телеграма. Конкурс в области политологии, проводимый ЭИСИ и РФФИ – преследует те же цели. Командные игры, столь часто практикуемые на тренингах АП, а также «советизация» (возрастание числа коллегиальных органов принятия решений) и акцент на групповой работе (Президиум Госсовета и не только) также призваны стимулировать генерацию идей и Смыслов.

Функции Лидера и Вождя в такой ситуации естественно утрачивают свою значимость, при этом действительно возрастает роль Гаранта, но не как фактора консервации, а как контролера за процессами и недопущения вырождения системы.

В целом Персональность уступает место Функциональности – при этом, конечно, не исключается наличие ярких и харизматичных лидеров, политиков и управленцев.

Администратор как ключевой функциональный элемент Системы не существует сам по себе – у него, как и у любой ролевой модели есть свой «двойник», который дополняет недостатки Администратора, но при этом и сам находится в идеальных условиях для самореализации. Если госуправление и в целом политика переходят в административный режим, то бизнес и некоммерческий сектор, а также наука и образование представляют собой идеальную площадку для генерации ярких идей, проектов и решений, которые затем делегируются Администраторам для проработки и встраивания в тело Системы с последующей совместной реализацией.

Система становится более живой. Именно поэтому идут энергичные процессы во многих областях – от изменений Конституции до цифровизации. Скорость этих действий Системы «разминает» ее и позволяет быстрее воспринимать новое, которое при этом необязательно будет интегрировано, при этом эффективно отбрасывая отжившее свое рудименты (институты, партии, формы взаимодействия с обществом, ролевые модели и т.п.).

https://t.me/russica2/24481
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Важное дополнение Незыгаря.

1. Современная российская политическая Система представляет собой скорее сетевую организацию.
Она не линейна и не вертикально выстроена. В ней нет устойчивого центра принятия решений. Кроме, естественно, Президента.  Выработка и принятие решений скорее по сути полицентрично. Структура власти более проекционна, с   Реактивными и Смысловыми образованиями; временными узловыми центрами и тактическими развязками.

2. Особенность Системы в том, что она способна на перегруппировку: мобильно принимает и отторгает поведенческие модели, решения; моделирует собственный баланс интересов.

3. Система с 2016 года вступила в фазу активного обновления и приспособления к «новым вызовам». Иными словами, постсоветский период заканчивается и уступает место «новой реальности».

4. Система серьезно озабочена собственной выживаемостью, осознает риски, но в целом не понимает весь объем угроз и возможностей. Отсюда осторожное нащупывание, маленькие шаги, реактивные отливы.

5. Обновление политического…
источник
НЕЗЫГАРЬ
«22 марта 2019 года Следственный комитет постановил привлечь в качестве обвиняемых: Александра Гаврилова – по ч.4 ст.159 УК (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере), и Сергея Гетманского – по ч.7 ст.159 УК (мошенничество в предпринимательской деятельности в особо крупном размере)».
Александр Гаврилов, гендиректор «Кубаньэнерго», Сергей Гетманский, один из совладельцев ЗАО МКЦ «Кристалл».
Это уголовное дело, когда они в общей сложности взяв с клиента более 200 млн рублей и обещав ему подключение к энергосетям ОАО «Кубаньэнерго», обязательств своих не выполнили, но и денег не вернули, лишь один из эпизодов их криминального партнерства.
Но куда интереснее, что только в течение 2008 года Гаврилов перевел Гетманскому без малого миллиард рублей, или более $40 млн по тогдашнему курсу, за аренду «Кубаньэнерго» площадей в бизнес-центре «Кристалл», который тогда даже не был построен. При ориентировочной стоимости проекта $60 млн., «Кубаньэнерго» фактически оплатила две трети его цены.
Учитывая, что все собственники, построенного фактически на государственные деньги Международного коммерческого центра «Кристалл», который презентует себя как визитная карточка делового центра кубанской столицы, находятся в оффшорах, перечисленных в знаменитом «Панамском досье», очевидно, что Гаврилов, Гетманский и компания вряд ли вернули государству, выведенные у него деньги.
И как сообщается, доверенным лицом этой компании, который и рулит выводом средств, является известный местный адвокат Юрий Пустовит (https://abylaw.com/).
Ну, а жители Кубани своими растущими счетами за электричество продолжают оплачивать благополучие сидящих в оффшорах владельцев «Кристалла».
источник
НЕЗЫГАРЬ
Все, что обобщил Незыгарь в своем дополнении, вписывается в наш личный ежедневный опыт общения и взаимодействия с чиновниками, политиками и силовиками.

Особенно точно Незыгарь подметил, что в Системе есть два, на первый взгляд, взаимоисключающих друг друга тренда: «баланс интересов» и «управляемый хаос».

В какой-то этап своего развития, Системе было одновременно важно соблюдать и «баланс интересов» и поддерживать «управляемый хаос».
Но, эти тренды были эффективны только в условиях контролируемого внешнего давления (санкции, рестрикции, негативный новостной фон зарубежных СМИ и т.п.).
Россия успешно купировала это внешнее давление, и отчасти, даже смогла извлечь некоторую выгоду для себя.
Но, как только внешние факторы перешли в неуправляемый режим с нарастающим трендом (возможная пандемия COVID-19, глобальный кризис, снижения спроса и цен на энергоносители, начало прямых военных конфликтов с участием России), одновременная поддержка «балансов интересов» и «управляемого хаоса», стала опасна для Системы, и может столкнуть в итоге всю Систему в неуправляемый хаос.

Внешние факторы, как показывает история, всегда играли ключевую роль в смене элит в России.

Если бы какой-либо политик в 1913 году на полном серьезе заявил, что через четыре года в России не станет Царя, а самая массовая политическая организация России - Русский народный союз имени Михаила Архангела (аналог ЕР и ОНФ, вместе взятых) сгинет в небытие, то такого-бы политика сочли сумасшедшим.
Многие сочтут, что такое сравнение неуместно. Мол, нельзя сравнивать Николая Второго и Путина (один был слабый и безвольный правитель, а второй сильный).
Но, если бы мы сейчас оказались в 1913 году, то к своему великому удивлению узнали, что россияне, в подавляющем большинстве, любили и почитали Царя и не считали его слабым правителем.

Прав Незыгарь, когда пишет, что Системе нужно саморегулирование, иначе внешние факторы очень быстро создадут предпосылки для разрушения, сложившегося «баланса интересов».
В этом случае процесс разрушения, вряд ли удастся быстро взять под контроль.
Иногда правильнее поступиться частью, чем потерять целое.
Но, пока не заметно, чтобы Система начала меняться под действием внешних факторов ради своего самосохранения.
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Важное дополнение Незыгаря.

1. Современная российская политическая Система представляет собой скорее сетевую организацию.
Она не линейна и не вертикально выстроена. В ней нет устойчивого центра принятия решений. Кроме, естественно, Президента.  Выработка и принятие решений скорее по сути полицентрично. Структура власти более проекционна, с   Реактивными и Смысловыми образованиями; временными узловыми центрами и тактическими развязками.

2. Особенность Системы в том, что она способна на перегруппировку: мобильно принимает и отторгает поведенческие модели, решения; моделирует собственный баланс интересов.

3. Система с 2016 года вступила в фазу активного обновления и приспособления к «новым вызовам». Иными словами, постсоветский период заканчивается и уступает место «новой реальности».

4. Система серьезно озабочена собственной выживаемостью, осознает риски, но в целом не понимает весь объем угроз и возможностей. Отсюда осторожное нащупывание, маленькие шаги, реактивные отливы.

5. Обновление политического…
источник
2020 March 03
НЕЗЫГАРЬ
24 страницы поправок ко второму чтению закона к Конституции РФ говорит только о том, что этот вариант транзита был запасным. Приоритетным был вариант создания полноценного Союзного государства России и Белоруссии. Лукашенко  с помощью китайских товарищей тему затормозил. В результате внезапно возник сценарий поправок, которые детально к январю 2020 года не были проработаны. Всё согласятся, что если все это было давно задумано, то закон о поправках был бы уже одобрен в конце января. А затем, с учётом слабости руководства блока внутренней политики Кремля, система пошла в разнос. Сейчас мы это наблюдаем, некотролируемый, непросчитанный на будущее блок поправок. В конституцию решили внести все подряд. Мы не против Бога, но за две недели такие судьбоностные поправки - это полный управленческий провал, провал всей идеи корректировки основного закона на благо народа. Сочувствуем президенту с такими помощниками. Это уже не консолидация общества, это создание противоречий на будущее время.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Конституционную реформацию хотят заболтать.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Сомнения в правовой чистоте оформления поправок в Конституцию (они уже вызвали серьезные споры в юридическом сообществе) заставили подстраховаться процедурой запроса в Конституционный суд на предмет проверки конституционности самих поправок и порядка их вступления в юридическую силу.

Причина в том, что отдельные юридические формулировки поправок формально имеют противоречия с действующей Конституцией.
 "Самая серьезная проблема в самой процедуре;  предложенная Клишасом-Крашенинникова схема не идеальна и главное - она пока так и не сняла опасений в ее противоречии процедуре изменений действующей Конституции".  

"Самый простой пример - внесение упоминания Бога.  Само это понятие явно не правовое; оно не закреплено в законах, нет понимания - что такое Бог как юридический феномен. Кроме того, внесение понятия Бог в Конституцию явно противоречит имеющейся статье о светском характере государства и отделении государства от Церкви. Одно дело - упоминание в декларативной части Конституции и другое - закрепление в статье Конституции".

Источник в Думе говорит, что сейчас идет круглосуточный процесс работы со статьями. Активно работают юристы; социологи и политтехнологи продолжают фокус-группы и опросы на предмет социального запроса к конституционным изменениям.   "Возможно что-то из инициатив уйдет,  а что-то появится.  Но пока базовыми является суверенизация, ограничения для чиновников, социальная поддержка и традиционные ценности".

По мнению экспертов, если бы правки содержали только первоначальные январские инициативы Президента, то формальных проблем было бы значительно меньше и логика была понятной: меняются полномочия органов власти и Президента; они оформляются конституционным собранием и подтверждаются опросом-голосованием".

Теперь в Конституцию вносятся смысловые и идеологические новации, которые естественно привлекут большее внимание граждан, но и создают больше правовых вопросов.  "При таком количестве предложенных инициативных поправок (более 900) логично было бы инициировать принятие новой Конституции.  Это имело бы логику голосования и статус мероприятия. Но на такие изменения не решились".

Во всем этом мы имеет весьма интересный момент: система управления усложняется, становится полифоничной, структуризируется и формирует баланс интересов элиты и граждан - прогресс тут налицо.  Но при этом, в Конституцию вводятся радикальные право-традиционалисткие идеологемы -Бог, Семья, Традиция, социальный Патерн.  

Иными словами, конституционная реформация должна учесть интересы максимально для охвата количества граждан.  "Своего рода это социальный симбиоз - власть и элиты консенсусно закрепят властную трансформацию, а большинство получит надежду на стабильность и неизменность".
источник
НЕЗЫГАРЬ
Какой вид голосования вам больше нравится?
Окончательные результаты
54%
Электронный
46%
По бюллетеням
Проголосовало: 61536
источник
НЕЗЫГАРЬ
54% нравится электронный вид голосования.
46% предпочитают традиционный - по бюллетеням.
Всего проголосовало 61 536 человек.
Опрос Незыгаря.
источник
НЕЗЫГАРЬ
Не зря Памфилова так противилась копированию процедуры выборов Президента на процедуру голосования. Теперь явка не слишком важна, главное- прямой результат; и это страховочный механизм на случай форс-мажора и апатии.
источник
НЕЗЫГАРЬ
54% по опросу Незыгаря нравится электронный вид голосования. 46% предпочитают традиционный - по бюллетеням.

Данные цифры подтверждают тренд последнего времени: большинство жителей крупных городов и молодой избиратель однозначно выбирают голосование через Интернет.  
Такой вид голосования востребован из-за экономии времени, возможности сделать из любой точки города, страны и мира, и большей вдумчивости.

Электронное голосование экономит ресурсы государства, оно более справедливо и  в разы повышает участие избирателей в голосовании. Интернет делает человека ответственным гражданином.

Новый вид голосования способен изменить многое.  Во-первых, нет необходимости содержать огромный состав избирательных комиссий, организацию многочисленных участков.  Во-вторых, избирательный процесс становится более открытым.  В-третьих, это серьезная парадигма смены традиционных политтехнологических схем и распилов бюджетов.

Граждане в большинстве хотят электронных выборов; большая часть чиновников выступает против.  За первыми-прогресс, за вторыми - невостребованность и потеря ресурсных активов. Хорошая проверка для информационной модернизации.
источник