Стратегия ЦТО
📌15 июля на сайте Министерства просвещения появился важный документ, озаглавленный “Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования”. В документе содержится подробное описание развертывания цифрового образования, которое планируется полностью ввести к 2030 году по всей стране. Публикуем анализ данного документа.
Напомним, эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды (ЦОС) был запущен постановлением премьер-министра РФ Михаила Мишустина с 10 декабря 2021 года. Завершить его планировалось в 2022 году. Зачем же объявлять о стратегии, если эксперимент еще не окончен? Не говоря уже о том, что в такие короткие сроки реализовать полноценный эксперимент вряд ли возможно.
Однако, делается голословное заявление, что “приведенные технологии и сервисы позволят повысить уровень «цифровой зрелости» отрасли, а также стимулировать развитие отечественных производителей в сфер ИТ и программного обеспечения, создать условия для воспитания всесторонней и гармонично развитой личности”. Обращает на себя внимание, что развития “всесторонней и гармонично развитой личности” вовсе не гарантируется, а для этого лишь “создаются условия”. Следовательно всегда можно сказать, что условия-то были созданы, просто ученики (учителя, родители) не смогли воспользоваться ими.
Показательно и то, что в документе отсутствует анализ результатов эксперимента. Зато есть другое весьма странное обоснование. В качестве одного из “вызовов”, на которые якобы отвечает правительство, называются “высокие затраты государства на закупку бумажных учебников, высокие затраты родителей на закупку дополнительных материалов”. Утверждается, что это может вызвать “рост нагрузки на семейный бюджет. Социальный негатив в сторону государства, конституционных гарантий и системы образования”. Непонятно, почему должен возникнуть этот рост нагрузки на семейный бюджет, если речь идет об учебниках, которыми государство должно снабжать учеников бесплатно? Можно еще как-то понять, если речь идет о тетрадках. Но речь-то идет обо всем сразу и это, несомненно, прямое заявление о стремлении государства сэкономить на школьниках.
А ведь это не главная статья экономии, о чем умалчивается в документе. Многократно больше государство сможет сэкономить “оцифровав” учителей, потому что главные затраты на образование, это, несомненно, затраты на оплату труда педагогических кадров. А ведь несмотря на дежурные заявления властей, речь идет именно о замене учителя “цифрой”. Об этом в свое время открыто сказал министр цифрового развития РФ Максуд Шадаев, который заявил, что у государства нет денег на обеспечение сельских школ учителями и поэтому надо вводить ЦОС. И понятно же, что сельскими школами это не ограничится.
Но хочется спросить у авторов документа, если они так опасаются негатива со стороны граждан (а они реально опасаются, но об этом ниже), то почему игнорируются протесты граждан против введения ЦОС? Почему игнорируются результаты опросов, которые показывают, что граждане настроены против введения ЦОС и замены учителя на видеоурок?
Ответ напрашивается один: все эти обоснования, мягко говоря, лукавы, чтобы скрыть настоящие цели реформаторов. Речь идет об очередном масштабном отказе государства от своих обязательств.
И здесь есть как финансовая сторона, так и собственно образовательная. Побеждает концепция, в которой основная масса граждан не должна быть хорошо образована, а должна получить цифровой эрзац и быть оболванена. Потому что знания ещё как-то можно передать через цифровую среду, хотя бы при определенных условиях для старшеклассников. А вот воспитать детей – нельзя. И уж точно таким образом нельзя гармоничного развитого человека, о котором болтают авторы документа. ... полностью читайте
здесь.