В то же время ясно, что подготовка к любым экзаменам мотивируется желанием получить высокую оценку. И оценка эта должна быть справедливой. Отсюда и начинается разговор о «человеческом факторе» и возможном предвзятом отношении.
Надо заметить, что все человеческие отношения связаны «с человеческим фактором». По-другому не бывает, как и не бывает жизни человека без таких отношений. Образование в принципе нельзя вынести за их рамки. (Кому это не нравится — милости просим в цифровую школу, но это не к нам.)
Однако профессиональный кодекс настоящего педагога исключает предвзятое отношение к ученикам. «Учитель любит всех» — такова аксиома профессии. Разумеется, в семье не без урода и всегда встречались учителя, которые мелочно сводили счёты с учениками. Но, принимая управленческие решения в образовании, нельзя ориентироваться на уродов, ибо в этом случае там скоро только такие и останутся (соответствующий тренд уже явно просматривается).
Так кто же ставит более справедливую оценку:
учитель, знающий своих учеников, на классическом устном экзамене, проходящем в режиме диалога,
или чёрный ящик ЕГЭ?
В ЕГЭ есть апелляция, но добиться правды там очень трудно. Многие убедились в этом на практике. «Эксперты» всеми силами стараются сохранить лицо, крайне неохотно исправляя даже очевидные ошибки проверки (см., например,
https://vk.com/wall-62604527_27189 ). А неравнозначность заданий этого «справедливого экзамена» (временами вопиющая — см.
https://vk.com/wall-62604527_12686 ) вообще вне поля обсуждения ввиду их «секретности». К тому же в ЕГЭ содержатся вопросы, которых основная масса учеников в школе даже не касалась.
На классических выпускных экзаменах ничего подобного не было и быть не могло. На устном экзамене, который «глаза в глаза», можно исправлять допущенные ошибки (без ущерба для оценки), а уж отстаивать свою правоту — без вопросов. Такое только приветствовалось. Сама атмосфера прежнего выпускного экзамена — цветы, приподнятое настроение — прямой антипод нервозному ЕГЭ с его мрачными атрибутами антитеррора.
И если мы доверяем школьным учителям своих детей на протяжении 11 лет (пусть иногда по неизбежной необходимости), то абсолютно нелепо отказывать школе в праве принимать выпускные экзамены и передавать их в виде нелепого эрзаца бездушной «цифровизированной» системе.
То же касается и вступительных экзаменов. Если абитуриент мечтает попасть в вуз, но поступать туда хочет исключительно по ЕГЭ (а не по обычным вступительным экзаменам), потому что университетский профессор — непременно коррупционер и жулик, то встаёт вопрос: чего ради он в такой гадюшник стремится?
А если мы доверяем вузу, то почему из этого доверия надо исключать его приёмную комиссию и ратовать за мифическую «объективность», которая убила главную функцию вступительного экзамена — подготовку будущего студента к обучению? (подробно см.
https://vk.com/wall-62604527_4900 )
Таким образом, прежние экзамены несопоставимо справедливее и объективнее ЕГЭ, и возврат к ним решит проблему справедливости автоматически.
Остаётся вопрос: как в нынешних условиях вернуть утраченную систему?
Первые шаги прописаны в нашем законопроекте, который недавно был повторно отклонён в Думе партией власти (см.
https://vk.com/wall-62604527_45484 ). Это:
1) Немедленно упразднить аттестацию по ЕГЭ и поэтапно восстановить прежние обязательные выпускные экзамены. В перспективе — по всем основным дисциплинам и преимущественно в устной форме.
(При этом программу экзаменов — кодификатор базовых требований — определяет Минпрос (куда школы вправе добавлять свои разделы), а критерии оценивания в каждой школе будут свои: как учили, так и спрашивать. По-другому в нынешней ситуации не получится. Любое «единство требований» — это неизбежный возврат к примитивному выпускному ЕГЭ типа базовой математики.)
2) ЕГЭ вынести за рамки школы. Это вступительные экзамены в вуз, которые сдают после получения аттестата.
3) Всем вузам предоставить право проводить собственные вступительные испытания в любой форме в дополнение к ЕГЭ или вместо ЕГЭ.