Евгений Валяев: Закон о просветительской деятельности, который вступает в силу в РФ 1 июня, как раз и создан, чтобы подчинить сферу образования государственной пропаганде. Это очень опасная тенденция, которая понизит конкурентность нашего образования, подчинит его идеологии.
Этот закон пытается вернуть образовательную монополию государству, как это происходило в СССР. Из-за этого многие гуманитарные науки в то время выполняли одну задачу – занимались идеологической накачкой. Образование, существующее в рамках идеологии – некачественное образование.
Для образования очень важна среда, в которой существует открытая научная и общественная дискуссия. Необходима среда, в которой нет идеологических ограничений и красных линий. В России навязывают официальный взгляд на историю, запрещают дискуссию.
Этот закон нанесет урон отечественному образованию. Российские школы и вузы станут еще менее престижными. У них появится репутация мест, которые выполняют не образовательную функцию, а занимаются государственной пропагандой и идеологической накачкой.
Люди будут стремиться получать более качественное образование. Будут обращаться к он-лайн курсам, к зарубежным образовательным площадкам, к домашнему обучению. Чем дольше будет действовать этот закон, тем сильнее будет становиться разница между российским и зарубежным образованием.
Этот закон делает Россию страной второго мира в сфере образования. Наши ученые лишены возможности свободно обмениваться мнениями с иностранными коллегами. Наше образование хотят поместить под железный занавес – наплодили кучу законов, ограничивающих наше образование и нашу науку.
Эти ограничительные и цензурные законы лишают нас будущего. Они лишают нас возможности быть частью открытого и свободного мира, который стремится вперед, а не смотрит назад и трусливо прячется под очередным железным занавесом.
Пропагандисты рассказывают нам, что этот закон якобы защищает нас. Но от чего? В России никогда не существовало проблемы с тем, что государство имело слишком мало виляния на образование. Его было очень много. Теперь стало еще больше.
Закон якобы защищает россиян от недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Но кто знает истину в этих сферах? Это живые процессы, они находятся в развитии, они меняются. Нельзя зафиксировать и четко сформулировать «традиции».
Нашим образовательным организациям запрещается подписывать международные договоры без одобрения государства. Это касается внешкольных и университетских программ. Наше образование сделали очередным элементом по строительству «осажденной крепости»: все иностранцы – враги.
Просветительскую деятельность решили обложить сложными бюрократическими ограничениями, чтобы просто убить все инициативы в этом направлении. А если кто-то будет вести просветительскую деятельность, кто покажется неподконтрольным и свободным – тому запретят это делать.
Фактически в России вводится лицензирование просветительской деятельности. До неё будут допущены не лучшие, а лояльные. Не те, кто учит критически и свободно мыслить, а кто будет воспроизводить ярлыки пропаганды и сухие официальные позиции. И не важно, что они максимально далеки от истины.