В связи с последней серией постов с критикой МИД РФ и МГИМО возникает справедливый вопрос: Россия вроде как начала проводить куда более активную внешнюю политику, вернулась в мировую повестку, не сходит с заголовков западных СМИ — как так, если дипломаты упустили всё влияние?
А вот так.
С 2008-ого года включительно, все без исключения геополитические успехи России были обеспечены русской армией и носили реакционный характер, а именно, являлись ответом на кризис, развившийся из-за пренебрежения МИД РФ своими обязанностями.
Под русской армией я подразумеваю не только ВС РФ, но и другие силовые и разведывательные конторы.
Грузия. Как был решен вопрос с ней? Русские дипломаты применили мягкую силу в работе с элитами, активистами, олигархами, предотвратив переворот? Уже после переворота, путём интриг и кропотливой работы переманили новую власть на свою сторону? Убедившись, что новая власть недоговороспособна, жёстко провели красные линии, обрисовали последствия? Может хоть с экономики зашли и показали цену разрыва отношений?
Нет. Грузия чётким шагом шла в НАТО под нытьё российских дипломатов. Война 08.08.08 была спланирована и осуществлена США (которых МИД РФ даже не пытался отговорить), грузины лишь выполняли роль пехоты. К счастью, ситуация была под контролем русских силовиков, для которых регион был уже знаком, ведь ещё в 1993 ими был ликвидирован грузинский националист и бывший президент Гамсахурдия (считайте это инсайдом).
В качественном усилении грузинской ПВО ключевую роль сыграла Украина..
Кстати, где она? Что там удалось сделать МИД РФ до 2014 года? Возврат русского языка в государственные, размытие суверенитета через вступления в интеграционные объединения, проталкивание федерализации, работа со СМИ, улицей, элитами? Ничего. Раздавали украинским националистам заказы на узлы для стратегически важного флота, надеясь задобрить их. Слово «пророссийский» на Украине теперь является ругательным, русскоязычных давят так, как даже в Прибалтике не давили, и даже самые умеренные кандидаты молчат по поводу статуса русского языка и считают, что ездить на переговоры с российсскими чиновниками это неприемлимо.
Возврат Крыма и работа на Донбассе снова были осуществлены русскими силовиками. Где МИД РФ уж точно постарался, так это в обеспечении сохранности украинских кланов, сворачивании Русской весны и организации Минских соглашений, которые запустили транзит Лукашенко в европейские элиты.
Сирия. Все грамотные люди понимают, что никаким народным восстанием там никогда не пахло. Американцы, британцы, саудиты и прочие грамотно пользовались существущими религиозными и этническими противоречиями. Смогли ли Лавров и его ведомство повлиять на третьи силы, чтобы они прекратили поддержку головорезов, позже частично мутировавших в ИГ, слившись с иракскими радикалами? Смог ли МИД РФ продавить прекращение агрессии против суверенного государства?
Нет, Лавров изо всех сил оттягивал военную помощь Сирии, а сам при этом не делал ничего, выступая с инициативами вроде уничтожения сирийского химического оружия, что подтверждало презумпцию виновности перед американцами: вы должны изо всех сил доказывать, что не верблюд, чтобы уважаемые партнёры вас пощадили.
Все мирные инициативы не были оценены партнёрами, и в итоге русская армия вступила в бой, но лишь в 2015-ом, когда положение светского правительства было катастрофическим. Вгрызаясь в города и равнины, отбитые террористами за время, выиграное для них Лавровым, русская армия потеряла немало солдат и офицеров. Но там не принято жаловаться: это их работа. Впрочем, процесс зачистки Сирии от террористов и их инструкторов постоянно саботируется МИД РФ путём создания различных переговорных площадок, одна из которых, Астанинская, по аналогии с Минскими соглашениями помогает транзиту бывшей советской республики в антироссийский лагерь.
Порой мне кажется, что с банальной ликвидацией МИД РФ процесс восстановления влияния России пойдет быстрее, а количество горячих точек на границе резко сократится.