Один из самых многонациональных фильмов года. Снят разумеется на русские деньги, при поддержке министерства культуры РФ, но при этом выдвигается на Оскар от Казахстана.
Фильм рассказывает о тяжелой судьбе нелегальной мигрантке в фашистской Москве.
Вот, что пишет фем-сайт вандерзин:
«Азиатские мигрантки полностью отделены от остальных москвичей своим нелегальным статусом и унизительным положением: они берутся за самую низкооплачиваемую и физически тяжёлую работу, живут в кабале годами, чаще других попадают в рабство и вынуждены приспосабливаться к самым суровым условиям. Такие, как Айка, отделены и от социальной системы, и от диаспоры: приехавшая в Москву одиночка выживает по другим правилам, нежели группа, так что насилие остаётся делом, в которое никто не хочет вмешиваться. Женщина без мужской защиты, без клана, готового за неё вписаться, попадает в вереницу ситуаций, которые невозможны с замужними и обеспеченными.
Закрытость сообществ и недоступность официальных цифр делают невозможным конструктивный диалог о правах и проблемах мигрантов, в том числе нелегальных. При этом подпольное сообщество функционирует, но знают об этом в подробностях только немногочисленные волонтёры и благотворители: программы помощи и адаптации окружены спекулятивными ксенофобскими новостями, а официальная власть транслирует только запретительную политику. Судьба женщин типа Айки по большому счёту почти никого не волнует, их поток не предполагает сочувствия. «Понаехали» — общественный консенсус на эту тему, как бы больно ни было это признать.
Тем временем художественный фильм Дворцевого на основе только реальных фактов — несомненное свидетельство «гуманитарной катастрофы собянинской Москвы», где дилемма по примеру дарденновского фильма «Дитя» решена не как экзистенциальная драма, а как трагедия о принуждении. «Айка» — не только обязательное кино для любого человека, который интересуется человеческими историями в современной России. Это политический призыв к эмпатии — к отверженным (необязательно женщинам, необязательно среднеазиатским и необязательно угнетённым), стать которыми в коррумпированном, ханжеском и расистском обществе может рано или поздно каждый независимо от гендера, происхождения и дохода. Достаточно нескольких несчастливых совпадений.»
На самом деле тут можно много всего банального написать, но делать я этого конечно не буду. Скажу лишь одно, да, наверное жизнь может пойти под откос в силу череды случайностей, но в 99% случаев - это закономерности.
Трудовые мигранты России не нужны в принципе, у нас более 30млн. человек, большинство из которых русские, живут за чертой бедности, ещё десятки миллионов русских просто бедны, в том числе из-за таких Айек, которые демпингуют местных на рынке труда, нагружают нашу социальную инфраструктуру, школы, больницы, роддома, значительная часть брошенных детей в мегаполисах - это дети этих Айек. Всё это ложиться на плечи русских налогоплательщиков, а подобные фильмы призваны вызывать чувство вины у этих самых налогоплательщиков, перед мигрантами, которые тут за кусок хлеба борются. Вывод: не надо сюда ехать.
https://youtu.be/-ew9u9kuHVo