СВЕРХЧЕЛОВЕК
В "Так говорил Заратустра" Ницше заявляет устами мудреца: "Я учу о сверхчеловеке". Сверхчеловек - это суть, проективная и пока не раскрывшаяся сущность человека. Вот как говорит нам сам Ницше: "Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью [1]". Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение "человеческого, слишком человеческого", ибо человек есть "нечто, что должно преодолеть [2]".
Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически. Вначале дух становится верблюдом, т.е. тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Чем больше тяжести, тем лучше, ибо для верблюда сила - в несении тяжести. Тяжесть поклажи - это тяжесть предрассудков. Но дело в том, что поклажа верблюда не его поклажа, на верблюда ее погружают. Следующая ступень - это перерождение духа во льва, целью которого является стремление добыть себе свободу в борьбе с великим драконом, на каждой чешуе которого написано "Ты должен". Дракон - это как раз дух тяжести, тот, кто нагружает верблюда. Но лев - это всего лишь воин, это не конец пути, поскольку воин обретает свой смысл лишь тогда, когда есть сопротивление, когда есть враг. С победой враг исчезает, а лев, если он продолжает быть львом, не может создать ничего позитивного, он может лишь разрушать. Поэтому последняя ступень превращения духа - это ребенок, дитя. Сверхчеловек - это не борьба "против", но рождение нового. Символ дитя - это не только забвение тяжести и борьбы, это рождение нового, новых ценностей на новых скрижалях. ребенок - это священное "Да", без негации, без отрицания, это сила нового властного и безошибочного утверждения.
Трудный и тернистый путь к сверхчеловеку уничтожает последовательно все то, что может быть маркировано как тяжесть, т.е. то, что, с одной стороны, ориентирует нас на прежние ценности, а с другой - то, что подчиняется диктату или обаянию толпы, для которой самое важное - учение не о сверхчеловеке, но учение о "последнем человеке". Уничтожен быть должен и сам идеал, ибо идеал - это то, что, с одной стороны, приближает к цели, но, с другой, то, что препятствует стать целью самому: сверхчеловек не нуждается в телеологии. Его действия безошибочны.
Безошибочность действия говорит о том, что сверхчеловек обладает сверхрациональностью. В ряде работ Ницше так определяет сверхрациональность, свойственную сверхчеловеку: это инстинкт, разум должен стать инстинктом. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрациональностью и будучи полностью исторгнут из системы прежних ценностей, и есть тот, кто пишет новые ценности на новых скрижалях. Ценности сверхчеловека – это те ценности, которые обеспечивают движение вперед, которые делают человека соответствующим возрастанию воли к власти или собственному его предназначению.
Соколов Б.Г. "Страсти" по Ницше
[1] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 11.
[2] Там же. С. 41.