Интересно, что в оккупированной нацистами Франции киноиндустрия вовсе не зачахла и не погибла, а скорре даже наоборот - расцвела. Аудитория кинотеатров росла с каждым годом - 220 миллионов посетителей в 1938 году, 225 миллионов в 1941 году, более 300 миллионов в 1943 году.
Киноиндустрия, как и все остальные отрасли экономики, была вынуждена создать свой собственный Оргкомитет, COIC. Сформированный в ноябре 1940 года, COIC занялся уже давно необходимой рационализацией отрасли, которая была близка к финансовой катастрофе. Многие из тех реформ, таких например, как запрет double programme (это когда за одну цену в кинотеатрах показывали сразу два фильма), пережили Виши и остались после Освобождения, а некоторые нормы регулируют французскую киноиндустрию даже сегодня.
Евреям в киноиндустрии приходилось работать тайно - как, например, композитору Жозефу Косма или дизайнеру Александру Траунеру (оба, кстати, родом из Будапешта; Траунер сотрудничал с Карне на съемках "Набережной туманов" и "Детей райка", а в 1963 получил Оскар за картину Уайлдера "Квартира").
Из восьмидесяти одного кинорежиссера работавших во времена оккупации только девятнадцать были дебютантами, а многие из актеров были знакомы зрителям еще с 1930-х годов, несмотря на то, что многие покинули Францию, в том числе две самые большие звезды - Жан Габен и Мишель Морган.
Во время оккупации было снято около 220 художественных фильмов, в том числе некоторые из самых знаменитых французских фильмов (например, "Ворон" Клузо и "Ангелы греха" Брессона). Фильмов снималось меньше, чем до войны - в 1930-х годах ежегодно выпускалось 120 фильмов, - но зато прибыль выросла: во многом, из-за того, что конкуренция с американскими картинами была практически уничтожена.
Пробел был частично заполнен немецкими фильмами, но после первоначального всплеска любопытства они мало интересовали французских зрителей: на немецкие фильмы приходилось 5 процентов из них, распространенных во Франции в 1930-х годах, 56 процентов в 1941 году, 22 процента в 1943 году. Коммерческий успех французской киноиндустрии был еще более поразительным, поскольку кинематографистам пришлось бороться с дефицитом буквально всего. Характерный пример: во время съемок банкетной сцены Les Visiteurs du soir (1942) Марсель Карне колол во фрукты карболовую кислоту, чтобы не допустить, чтобы голодные члены съемочной группы украли их. К тому же, кинопроизводство сосредоточилось не на Юге (в Виши), а на севере, в оккупационной зоне, поэтому там было еще сложнее.
Фильмы времен оккупации снимались так, словно ничего важного со страной не произошло, а оккупации вообще нет. За редкими исключениями: мимолетный кадр улиц в оккупированном Париже (Falbalas, 1944), немецкий солдат в художественной галерее (Donne-moi tes yeux, 1943) - можно было посмотреть большинство этих фильмов, не осознавая что они были сделаны в оккупированной Франции.
С другой стороны, тема Национальной Революции была вездесущей. Наибольшим коммерческим успехом в этот период был La Voile bleue (1942), слезовыжимательная мелодрама рассказывающая историю молодой женщины, которая потеряла мужа и ребенка в Первую мировую войну. Отказываясь от повторного брака, она проводит всю оставшуюся жизнь, как гувернантка, воспитывающая детей других людей, и уходящая к новой семье, когда дети вырастпют. В конце, когда она уже старушка, все ее бывшие «дети» воссоединяются вокруг нее на Рождество. Про-вишистский подтекст этого фильма (с его прославлением материнства) более, чем очевиден.