Вот отличная выжимка по неомарксизму:
https://schegloff.livejournal.com/1233090.htmlКак говорится, обязательно к прочтению.
Давно хотел написать краткую справку по идеологии новых левых, а уже кто-то сделал. Спасибо Егору Погрому за ссылку.
Несколько важных уточнений и комментариев.
1. Маркузе в «Одномерном человеке» провозглашает новым революционным классом не только этнические меньшинства. Разрушить проклятый капитализм должен не рабочий класс, а широкий альянс меньшинств: расовых, этнических, религиозных, сексуальных, гендерных, ментальных. Сюда же — инвалиды или, например, люди, имеющие изъян во внешности: толстые, андрогинные, имеющие бодимодификации.
Это все те, кто стигматизирован системой, «новые отверженные», маргиналы. Кстати, о том, что именно маргиналы всегда и были основным ресурсом революционных движений,
хорошо писал в своё время Лимонов — на примере своих же нацболов.
2. Есть предубеждение, что неомарксизм — это какое-то извращение классического марксизма. Особенно этот тезис любят российские «традиционные коммунисты» — мол, извратили пиндосы проклятые святое учение Маркса и Энгельса, придумали ЛГБТ какое-то, феминисток, воинствующих негров, ужас-ужас.
На самом деле неомарксизм — логическое продолжение классического марксизма, следствие многолетней рефлексии левых интеллектуалов на тему «почему тупорылый пролетариат не хочет становиться революционным классом и идти свергать капитализм, мы же им умные книжки написали, что их эксплуатируют эксплуататоры».
В итоге интеллектуалы выяснили, что виновата «культура» — в широком смысле этого слова. Люди не хотят идти уничтожать капитализм, потому что их зомбировала система угнетения.
Эта система состоит из традиционных институтов, таких как нация, государство, семья, религия и так далее. Придумали всё это проклятые капиталисты, поэтому религия (но только традиционная и крупная) — ложь клерикалов, нация — опасное воображаемое сообщество, гендер — социальный конструкт, и так далее.
Чтобы капитализм побороть, надо эти институты либо разрушить, либо деформировать до неузнаваемости.
Потому что сегодня ты ходишь в церковь и целуешь жену, а завтра идёшь угнетать негра и не хочешь, сука, бороть капитализм. Причём главное здесь — последнее, а все эти заплачки про «негров обижают», «попы обманывают», «женщин не уважают» — сугубо вторичное.
Но цель остаётся та же самая, что и у родоначальников левого дискурса — отмена частной собственности на средства производства, построение бесклассового общества, коммунизм.
Не работает именно тактика. Революционный опыт показал, что ставка на угнетённых экономически (крестьяне, пролетариат, да и все бедные) не сработала, поэтому теперь надо делать ставку на угнетённых культурно (меньшинства).
Ведь и разрушаем мы не экономику, а культуру — потому что корень зла именно в культуре, в системе традиционных отношений между людьми, как и завещал нам великий Грамши. Всё логично.
И если до понимания, что уничтожить капитализм мешают такие традиционные институты, как армия, государство и нация дошли ещё сами родоначальники марксизма, то последователи пошли дальше — вплоть до понимания, что капитализм не дают разрушить гендерные стереотипы.
Поэтому, кстати, я ожидаю, что следующей целью левой атаки будет цисгендерность. Скоро в опалу попадут любые не трансгендерные люди, радикалами они будут восприниматься как препятствие в борьбе за новый мир. Потому что цисгендерность репрессивна сама по себе, она базируется на стереотипах традиционной сексуальности и, следовательно, порождает мизогонию и патриархат.
И пока «Вестник Бури» вместе с российскими левыми всё ещё пытаются поднять на восстание пролетариат и призывают рабочих создавать профсоюзы, как это делали левые сто лет назад, их западные коллеги уже давно делают ставку на движения меньшинств (антифа, SJW, BLM), используя борьбу за их права, борьбу за инклюзивность исключительно как таран против шайтан-машины капитализма.