Посмотрел очень крутой
эфир Андрея Фунта про «ТВ 90-х против ютуба 20-х» и таки увидел там упоминание своей фамилии в контексте обсуждения очень важной темы — необходимости интеллектуалов второго ряда.
Великолепное замечание на самом деле. В прошлом году, когда я активно работал над книгой Петра Ковалевского
«Зарубежная Россия» я старался внести в дополнительные материалы к ней всё, что он мог забыть. Я не хотел, чтобы кто-то остался неупомянутым. Потому что Зарубежная Россия — это гигантский кусок нашей страны, культуры и истории, жестоко выкинутый в океан на буквальное разложение. И его история по своему значению соразмерна с историей Великой отечественной войны. Потому что она о народе: о простых средних людях и (!) тех самых интеллектуалах второго и более низких рядов.
Когда я перерыл огромное количество эмигрантских биографий я осознал, что среди них почти не было гениев. Все великие русские эмигранты стали таковыми на родине. Смотрите сами: Бунин, Стравинский, Кандинский, Дягилев, Павлова, Шаляпин, Рахманинов, Шагал, Рерих, Сикорский, Зворыкин, Ипатьев, Сорокин. Почти нет историй обычных русских людей, ставших гениями за рубежом. Я всё же думаю, что это, во-первых, из-за оторванности от родного культурного пространства, а также из-за упаднического и разумно консервативного эмигрантского дискурса, который не мог породить великой культуры. А, во-вторых, из-за того, что эмигрировали преимущественно те самые деятели второго уровня, а вместе с ними русский средний класс. Большинство же титанов умерли на родной земле: Булгаков, Есенин, Блок, Маяковский, Гумилёв, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Эйзенштейн, Вертов, Шостакович, Прокофьев, Станиславский, Мельников, Леонидов, Чернихов, Жолтовский и другие.
Русская эмиграция оставила значительный след в истории мирового кинематографа, но на третьих ролях. Как бы я не пытался акцентировать внимание на важности этих эмигрантов, среди них не нашлось нашего Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса, Ингмара Бергмана или Робера Брессона.
Русские эмигранты оставили след в истории мировой философии и литературы. Но для этого им пришлось впитать иную, более живую культуру (Набоков, Кожев). Все же остальные не породили ничего колоссально значительного для мира. А квинтэссенцией эмиграции первой волны стали произведения «Вечер у Клэр» Газданова и «Пнин» с «Даром» того же Набокова. После чего тема стала вполне исчерпанной.
Возвращаясь к сути. Все самые замечательные и несправедливо забытые русские эмигранты — это прекрасные люди, исполнявшие до эмиграции и в эмиграции второстепенные роли. Маклаков, тот же Ковалевский, Новгородцев, Струве, Шмурло, Ольденбург, Коновалов, Долгополов, Зайцев, Шмелёв, Адамович, Анненков, Мозжухин... Никто из них в итоге не может сравниться со значением Столыпина, Витте, Булгакова и Эйзенштейна. Но как их было много и какую чудовищную потерю мы понесли, когда они эмигрировали. Просто запомните их фамилии. Я постараюсь говорить о них и таких как они чуть больше и подробнее.