• Последнее и по-настоящему парадоксальное стихотворение Пьера Паоло Пазолини «До свиданья, всего хорошего», своего рода завещание, вошедшее в сборник «Новая молодежь».
«Пазолини/Сократ обращается к студенту из противоположного лагеря, к юноше правых взглядов. Юноша этот выглядит как представитель городского среднего класса («он молодой, этот фашист», «высок, в очках и в сером костюме, стриженые волосы»), студент, который до сих пор любит древнее знание («латынь, греческий»), отвергнутое его левыми оппонентами. Вот почему Пазолини выбирает его в собеседники: поэт больше не может говорить с левой молодежью, больше не верит в марксистов, желающих приспособиться к ценностям новой эпохи, которую он давно окрестил «Новой Предысторией» [...] Пазолини советует парню защищать прошлое (колышки, с помощью которых огораживают участки, хутора, Боги полей), все ценности сельского мира, которого больше не существует. Как защитить их, юноша правых взглядов? Защитить, судя по всему, не в реальности, а именно во сне, в воображении, в своем желании не забывать их (его серая рубашка это именно рубашка «ночная», признак того, что человек спит и грезит во сне). Во сне он должен породить подлинную революцию. Открыть заново все то, что отцы, предыдущее поколение, отвергли в поисках других выходов, других решений»
Так защищай, храни, молись! Республика
внутри. Да, в теле матери.
Отцы искали вновь и вновь
то здесь, то там, рождаясь, умирая,
меняясь, но все это — в прошлом.
Сегодня: защищай, храни, молись.
Тсс! Пусть у тебя рубашка
не черная, и даже не коричневая. Тсс!
Пусть она серая. Пусть хоть ночная.
Но презирай того, кто хочет
проснуться и забыть о Пасхе…
Что ж, мальчик в гольфах мертвеца,
услышал, чего хочется Богам
полей? Тех мест, где ты родился.
Где ты ребенком изучил
их Заповеди. Ну, а в Городе?
Послушай. Недостаточно Христа.
Необходима Церковь: но
современная. И бедные нужны.
Ты защищай, храни, молись —
но бедняков люби: люби их непохожесть.
Люби их жажду жить отдельно
в собственном мире, меж лугов и зданий,
куда не долетает ни словечка из
нашего мира; и люби границу,
что провели они между собой и нами;
люби их диалект, они его изобретают
каждое утро, чтоб никто не понял их;
чтоб не делитьcя радостью ни с кем.
И солнце города люби, и нищету
воров; люби плоть матери во плоти сына.
А в нашем мире говори,
что ты не буржуа: святой
или солдат — святой, но не невежда,
солдат, но не убийца.
И как святой или солдат, неси в руках
ты близость к Королю, божественную Правизну,
которая у нас внутри, во сне.
Марко Бадзокки о последнем стихотворении Пазолини