Русские идентичности в изоляции. Государственникам не повезло нести общий крест
Многогранная русская нация со многими её точками сборки страдает от вынужденных карантинных мер. Необходимость обезопасить людей от вируса приводит к отказу от ежегодных ритуалов, как религиозных, так и гражданских — и это неприятно. Не стоит утверждать, что православие и патриотизм в русских теперь, после карантинной Пасхи и перенесённого «Бессмертного Полка» (он важнее Парада), истощатся. Нет, русские православные и русские патриоты останутся самими собой, только переживут кризис идентичности.
Никогда не стоит насмехаться над русскими, обвиняя их в мракобесии. Хронологически пандемия нанесла удар в самое сердце традиционалистского спектра. Произойди она раньше, осмыслять отход от традиций пришлось бы другим движениям: скажем, «патриархальный вирус сорвал женский марш». Ещё раньше — призывающий к более решительным мерам Навальный своим авторитетом отменял бы февральский Марш Немцова. Что бы чувствовал он? Обвиняли бы его ортодоксальные демократы, называя Антихристом?
К счастью, отечественные феминистки и демократы избежали подобного травмирующего опыта, а трагедия красных — первомайские демонстрации тоже опасны! — пока за горизонтом. Сейчас самоизолирующую экзистенциальную боль испытывает государственная идеология и люди, всерьёз разделяющие её. Искренне: быть может, ещё с горбачёвских или ельцинских времён.
Также не стоит ставить под сомнение существование среди русской нации всевозможных политических взглядов и не стоить повально записывать русских патриотов в этатисты, ни на что не способные без фавора государства. Пять лет назад за собственную трактовку Парада Победы пострадал русский полевой командир Алексей Мозговой — а значит, традиция органична и народна, способна существовать даже вопреки государственной воле. Даже нынешнее решение о переносе было оформлено через иллюзию прений: переносить или не переносить, прошения ветеранских организаций — государство постаралось в очередной раз выставить праздник в качестве народного.
Народность — Россия горела в Чеченской войне в свой первый Парад Победы — напоминает сталинское обращение к истории русской армии. Ни Сталин, ни Ельцин благодетелями русской нации запомниться права не имеют, любая их уступка — политтехнология. Но, так же как Вторая Мировая заставила СССР свыкнуться с русским православием, так и Первая Чеченская — с русским патриотизмом. Это были грязные и неравноценные сделки, поставившие русские идентичности и целые национальные институты в подчинённое положение. Народность русского патриотизма кончается там, где начинается приказ «Верховного» — иного сама суть праздника, к сожалению, не предполагает.
Иррациональная привязанность к символизму — лишь один из инструментов политики идентичности, но именно его мы сейчас откладываем до лучших времён. И так окончательно не оформленный институт национальной памяти сейчас терпит очередную травму. И если так, то следует признать, что маленькие, необходимые только части представителей русской нации, ритуалы были принесены в жертву во имя единой национальной самоизоляции.
Как бы это не было неприятно, мы выражаем сочувствие всем православным, потерявшим веру в Церковь из-за одобрения патриархом ограничений, но сейчас действительно не лучшее время для массовых акций. Несмотря на это — Христос Воскресе. В качестве утешения для патриотов мы можем предложить лишь завравшегося умалишённого Лукашенко, отрицающего существование болезни. Парад Победы на 75-летнюю годовщину состоится в Минске: Лукашенко в погоне за необходимым для белоруссификации статусом идеологического евразийского союзника украл у Путина юбилей. Ради этой кражи он подвёл десятимиллионную русскую общину Белоруссии под эпидемиологическую угрозу. Украл. В самый экзистенциальный для русских патриотов момент. Иуда украл Парад.