Наследуй великим русским Империи.
С чьей биографией стоит сверяться?
В политической культуре РФ нулевых и начала десятых совестью нации пытались быть те, кто прожил жизнь между газпромовским радио, нечитаемыми ЖЖ и, позднее, запертой кухней Фейсбука. Круг говорящих о верном политическом и биографическом выборе свёлся к ним: остальные занимались другими вещами. Этические монополисты полагали, что наследуют сахаровско-солженицынской парадигме, вставали на табуретку и падали с неё в безлюдную яму. Дело в том, что они использовали приёмы обречённых на известность в пределах диссидентской кухни. Оказывались то ли слишком неумными, то ли не слишком озабоченными проблемами России, чтобы понять важность славы и аудитории.
Однако столкнуться с ключевым политическим и биографическим выбором в одиночку не хочется. Хочется обращаться к чьему-то опыту, даже если поговорить с его обладателем уже невозможно. Чтобы не потеряться, нужно завести себе портретную галерею великих русских Империи. С их биографическими траекториями и сложными этическими решениями можно свериться в поворотный момент.
Они знали, как нужно: иначе не донесли бы своё послание, не стали бы известны критическому числу других пассионариев, не передали бы эстафету русского нациестроительства. Иначе их бы никто не узнал и им бы никто не наследовал. Я бы не знал о публицисте Меньшикове, не стал бы собой и ничего бы не сделал, если бы Меньшикова знали только на кухне Меньшикова. Меньшиков бы провалил сверхзадачу по попаданию в учебник истории. Он бы не вдохновил молодых русских авторов и остался бы публицистом без публики, фигуристом без коньков, врачом без пациентов — пассионарием без плодов.
Пишущий в стол — под столом подразумеваем стол буквальный и стол кухонных медиа-платформ — не может быть публичным интеллектуалом, публицистом, просветителем. Безвестный человек, чья деятельность направлена вовне, профнепригоден — с поправкой на издержки политического давления и ограничения свободы слова. Если просветитель не донесёт идею до большого количества людей, вероятность появления его последователя приблизится к нулевой. Так же — с вероятностью завершить начатое им дело. Не прославишься на больших платформах и не выделишь свой голос среди прочих — предашь ещё не родившихся искателей хорошего примера.
И, судя по тому, что в тредах стареющих диссидентов почти нет комментариев от молодых и политически активных, все уже поняли, как делать не нужно. Как нужно? Ещё раз: заводите имперскую потретную галерею, затем не подражайте и не боготворите — вдохновляйтесь и сверяйте биографический компас. «N посотрудничал бы с X? Что бы с ним сделалось в случае отказа? Я бы о нём узнал? Кем бы я стал без него? Ему было тяжело, но он решился — и теперь мне тоже нужно. Повторить ли его решение?»
В контексте убийств в «Сети» это особенно важно, и именно этот пункт к общему обсуждению должны добавить мы. В ценностном вакууме провинции молодые люди сходят с ума и живут с заваленным историческим горизонтом, они не знают, чью судьбу на себя примерить. И эту пустоту нужно чем-то заполнять, чтобы там не оказалось разрушительное безумие, которого так ждут силовые органы. Кроме русских, наследующих Империи, об этом никто не напомнит, поэтому мы завершаем эту тяжёлую неделю очевидной для нас проповедью. На этом же мы прервём обсуждение дела «Сети».
Дизайнер отыщет ответы в судьбе Бродовича, инженер посоветуется со Зворыкиным, честный госслужащий откроет воспоминания Витте. Это — русские люди, которым хватило ума, дарования и ответственности, чтобы получить известность и вдохновить нас на завершение неоконченных дел. Мыслите в исторической перспективе — и помогите будущим поколениям русских.