Рим был к Руси ближе во всех отношениях - однако Александр Невский решил ехать не на Запад, а на Восток, в Каракорум, столицу Монгольской империи. Полагаю, секрет тут прост: уния с Римом (а речь с его стороны шла, скорее всего, именно об унии с сохранением Русью православной обрядовости и стилистики) исключала возможность создания карманной подгосударственной церкви. А без неё система личной самодержавной власти невозможна. Рим являлся тогда общеевропейским, наднациональным центром духовного авторитета, с которым государи Европы должны были считаться. Собственно, сама европейская идея связана с наследием Римской империи и Папским престолом. Не случайно: даже чисто секулярный Римский договор (1957), создавший основу для нынешнего Европейского союза, был заключён именно в Риме. Я думаю, что когда князь московский Василий Второй бросил в темницу митрополита Исидора, подписавшего Флорентийскую унию (1439), он, Василий, действовал в соответствии с той же логикой самодержавной власти, что и его предок Александр.