Дневное чтеніе: Николя Бональ – "Толкинъ. Міръ чудотворца". Глава вторая (
https://public.wikireading.ru/44994)
Цитаты:
«Какъ человѣкъ онъ исповѣдовалъ традиціонныя цѣнности, а какъ университетскій преподаватель – пытался привить своимъ студентамъ общественно-политическіе взгляды другого времени, вѣрнѣе, даже другого тысячелѣтія. Въ этомъ смыслѣ Толкинъ былъ ярымъ реакціонеромъ, сродни маркизу де Ла Франкери или графу де Местру. Цѣнности, которыя онъ провозглашалъ и отстаивалъ какъ человѣкъ, были, по сути, глубоко консервативными, если не реакціонными. То были феодальныя, патріархальныя цѣнности западно-христіанскаго средневѣковаго міра».
«Однажды онъ написалъ: "Я не „демократъ“, потому что смиреніе и равенство, эти чисто духовныя понятія, извращаются тѣми, кто стремится ихъ механизировать и формализовать, но не ради всеобщаго смиренія, а ради возвеличенія повальной гордыни, подобно тому, какъ оркъ завладѣваетъ Кольцомъ Всевластія, вслѣдствіе чего мы оказываемся у него въ рабствѣ"».
«Строго говоря, Толкинъ – ярко выраженный "ultra". Онъ за монархію въ рамкахъ феодальнаго общества. Въ то же время, вышеприведенныя строки свидѣтельствуютъ о платоновскихъ воззрѣніяхъ Толкина на демократію. Для него, какъ и для Платона въ VIII книгѣ "Государства", демократія есть не что иное, какъ движущая сила анархіи, опасная тѣмъ, что она рискуетъ облегчить приходъ къ власти тирана – "орка". Вѣдь фашизмъ и нацизмъ возросли на демократической почвѣ, сложившейся въ первой половинѣ XX вѣка, когда творилъ Толкинъ; кромѣ того, это было время жесточайшей сталинской тираніи, вершившейся именемъ народа, то есть "демоса"».
«Въ послѣдніе годы жизни Толкина постигло глубокое разочарованіе, и причиной тому послужило очередное нововведеніе: богослуженія стали проводить на такъ называемомъ народно-разговорномъ языкѣ. Толкинъ переживалъ безмѣрно, слушая литургію на англійскомъ, а не на латыни, которую онъ зналъ и любилъ съ дѣтства».
«Ужасающее наступленіе техническаго прогресса, безотвѣтственное наращиваніе силы и потребительская гонка привели къ тому, что милліоны людей потерялись въ этомъ мірѣ, забывъ о своемъ истинномъ предназначеніи. И тутъ на выручку заблудшимъ приходитъ благородный англичанинъ, по роду занятій имѣющій прямое отношеніе къ прошлому, и начинаетъ растолковывать имъ, какимъ было это самое прошлое и почему оно безцѣнно».