
Предлагаем вам еще одну серию психологических приемов из книги Джека Шафера. Они очень простые и в то же время прекрасно работают. С ними вы сможете стать привлекательнее, научитесь заводить настоящих друзей и добиваться нужного вам от людей. Для этого всего лишь понадобятся пистолет и темные очки. Шутка, очки не нужны.
1. Никаких «пожалуйста»
В следующий раз, когда кто-нибудь поблагодарит вас за оказанную услугу, не говорите «пожалуйста», скажите: «Уверен, на моем месте вы сделали бы для меня то же самое». Такой ответ взывает к чувству взаимности. Теперь человек будет расположен оказать вам услугу, когда вы о ней попросите.
2. Повышение ранга
Чтобы повысить самооценку собеседника и понравиться ему, используйте вербальный прием повышения в ранге. Однажды я познакомился с начинающим политиком от Республиканской партии. Поговорив с ним несколько минут о политике, я сказал, что его манера общения напоминает стиль Рональда Рейгана. Молодой человек буквально надулся от гордости и принялся рассказывать мне о своей семье, колледже, где учился, и о многих других столь же личных вещах. Его поведение свидетельствовало о том, что он проникся ко мне доверием.
3. Золотое правило дружбы
Если вы хотите понравиться человеку, сделайте так, чтобы он понравился сам себе. Если в ходе общения с вами собеседник начнет лучше относиться к себе, то он будет испытывать искреннюю благодарность за то, что вы сумели вызвать в нем это чувство.
Если существует правило для завязывания прочных дружеских отношений с помощью словесного общения, то сформулировать его можно так: Чем лучше вам удается побуждать собеседника говорить, чем внимательнее вы его слушаете, чем больше сочувствия выказываете и чем позитивнее реагируете на его слова, тем выше вероятность, что вам удастся возвысить его в собственных глазах, и, следовательно, тем больше вы ему понравитесь.
4. Закон одинакового опыта
Похожие переживания, вызванные прошлым опытом, например посещение в детстве одной школы, служба в одной воинской части или рождение в одной местности, часто создают возможность для установления дружеских связей. Даже если вы переживали опыт в разное с интересующим вас человеком время, это не помешает вам найти точки соприкосновения.
5. Закон замещающего опыта
Замещающий (вторичный) опыт — это опыт, переживаемый вами со слов другого человека. Такой опыт можно использовать для поиска точек соприкосновения даже в тех случаях, когда вы мало знаете о предмете обсуждения. Этот подход весьма эффективен, так как позволяет собеседнику рассказать о себе и о том, что он знает и любит, и благодаря этому возвыситься собственных глазах. Поскольку вы побуждаете его к рассказу, то предстаете перед ним в выгодном свете. Техникой замещающего опыта особенно любят пользоваться продавцы, потому что она дает им возможность находить точки соприкосновения с покупателем, даже если продавец плохо понимает, о чем говорит собеседник. Например:
— Продавец автосалона: Простите, кем вы работаете?
— Покупатель: Я пекарь.
— Продавец автосалона: Правда? Знаете, мой отец был пекарем.
Заметьте: продавец автомобилей не обязан разбираться в ремесле пекаря только потому, что его отец тоже занимался этим делом. Однако это очень полезный прием, поэтому постарайтесь испытать его на человеке, с которым встретились впервые в жизни.
Никогда не лгите человеку, которого видите впервые в жизни. Если вы подружитесь, то ваша ложь может раскрыться; а крах доверия, особенно в начале отношений, приведет к разрыву едва зародившейся дружбы.
6. Закон любопытства
Нас интересует буквально все — от таких крошечных элементарных частиц, как кварки, до таких колоссальных по величине феноменов, как Вселенная. Чтобы выжить, любое живое существо должно хорошо знать среду своего обитания, а также уметь адекватно и вовремя реагировать на любые происходящие в ней изменения. Поскольку любая особь озабочена в первую очередь своим выживанием, то ее главным образом заботит то, что происходит в непосредственной близости от нее самой.