Сейчас очень много хайпа на теории поколений. Поколение X (1965-1980 гр), поколение Y (1980-1996), поколение Z (1996+). Плюс-минус несколько лет в зависимости от мнения конкретного социолога. Так, я себя могу относить к X по одной шкале или к Y по другой.
О поколениях пишут маркетологи - как ним подходить, управленцы - как ими руководить, продукт менеджеры тоже должны бы заняться. Над самым молодым поколением часто снисходительно посмеиваются. Многие смотрели забавный ролик про "Собеседования миллениала" (
https://www.youtube.com/watch?v=Uo0KjdDJr1c). Хотя, строго говоря, миллениалы это поколение Y, а не Z, поэтому девушка должна бы выглядеть постарше, но вероятно авторы просто перепутали Y и Z.
Во многих публикациях - X, Y и Z понимаются чуть ли ни как какое-то фундаментальное отличие людей. Практически эволюция в действии на наших глазах. Ну или де-эволюция с точки зрения тех, кому кажется, что раньше было лучше.
Как описывается разница между поколениями?
X'ы обычно описываются как твердолобые, консервативные, упорные, организованные, самостоятельные
Y'ки это эгоисты, с высокими ожиданиями, многозадачные, хотят многого и быстро, работоспособны
Z'ы любопытные, увлекающиеся, наивные, несерьезные, спонтанные, неорганизованные, им все игра. Артисты, короче
Конечно, это все стереотипы. Интересно, что самих Х'ов вначале характеризовали как "бестолковых, но забавных". А также на X'ов наложили стереотипы предшествующих им поколений, которым красивой буквы не назначили и потому, о них вспоминают не так часто.
Мне доводилось встречать довольно ярких представителей этих стереотипов. Но в реальности, по моему убеждению, все поколени это ровно одни и теже люди. Люди не менялись, менялась среда и менялась точка отсчета.
Что значит - точка отсчета? С каждым годом представители поколения взрослеют, стареют и меняют свое поведение. Довольно характерно, что поначалу самих X'ов характеризовали как "бестолковых, но забавных". Молодежь, потому что. Вся приключенческая литература всех веков - это в массе своей про то, как сейчас описывают Z'ов. И примерно также описывали Y'ов и Х'ов пока они еще не состарились. Поэтому значительная часть бытовых поколенческих описаний, это сравнительное описание детей и взрослых.
Что значит - среда изменилась? Это значит, что одинаковые люди будут демонстрировать разное поведение в разной среде.
X'ы и их предшественники жили в высококонкурентной относительно бедной и высокорисковой среде. Это среда не разнообразия товаров, услуг и возможностей, а среда массового производства. Надо как-то выделиться из большой массы людей на относительно небольшом числе возможностей. И из этих возможностей процентов 90 это следующая ступенька в иерархии массового производства. Большинство проектов это материальное производство со сложной логистикой перемещения больших объемов ресурсов и управления большими массами людей. Сложные проекты - высокие риски. Большие проекты - высокая цена провала. Это сейчас 10 стартапов пробовал, ни один не получился и нормально. А те годы от провала как минимум репутация очень серьезно пострадает. Что в такой среде надо проявлять для успеха? Осторожность, умение медленно и уверенно карабкаться, тщательно все заранее просчитывать, не подставляться.
При Yках случился технологический взрыв. Всего стало появляться очень много, всех форм и размеров. Цифровые проекты и сфера услуг радикально опустили риски и сложность по сравнению с традиционным материальным производством, а отдачу давали бОльшую. Что нужно было для успеха? Надо было хватать больше всех и бежать быстрее всех.