PRO разбитое корыто «пенсионной реформы» - полгода с начала грабежа1. На днях исполнится полгода, как в стране официально стартовала пенсионная реформа. «Красный день» календаря 1 января 2019 года, когда началось повышение пенсионного возраста, уже вошел в список самых черных дат современной России.
Сегодня власть старательно делает вид, что ничего особенного не произошло. Даже на последней «Прямой линии» президент
Путин обошел тему пенсионной реформы стороной, хотя вряд ли кто поверит, что из двух с половиной миллионов вопросов, поступивших главе государства, не набралось и тысячи, которые касались бы повышения пенсионного возраста.
2. То, что произошло с пенсионной реформой в России — это, действительно, следствие «головокружения от выборных успехов». На президентских выборах-2018 «капитализацию» Владимира Владимировича раздули до небес. И после марта 2018 года власть решила, что получила карт-бланш на все.
На мой взгляд, Кремль рассчитывал одним махом решить все накопившиеся проблемы, и исходил из того, что следующая президентская шестилетка Путина — с 2024 по 2030 годы — вопрос решенный. А резкое повышение пенсионного возраста, по расчетам Кремля, позволяло до 2030 года не накапливать новых проблем.
3. Но
Кремль не достиг этих целей. Это уже очевидно. На октябрьском совещании в правительстве Путин заявил, что пенсионная реформа после президентских поправок даст отрицательный финансовый результат для государства. И потому правительство должно найти средства в федеральном бюджете для финансирования этих изменений.
Сошлюсь также
на выводы экономистов НИУ ВШЭ, что пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения. По оценке ВШЭ, спустя примерно 25 лет, Россия вернется к уровню 2019 года по демографической нагрузке — пенсионеры будут, как и сейчас, составлять четверть населения страны.
4.
Пенсионный кризис как следствие авторитаризма и головотяпства. Экономический блок нашего правительства — это бухгалтеры. Умный директор никогда не дает волю своему главному бухгалтеру. Есть даже термин, который характеризует логику бухгалтера с точки зрения управленца — «бухгалтерский кретинизм». Но в российском правительстве возобладал именно такой подход. Тогда как решать должны политики — взвешивать риски, доводы «за» и «против». Плюс сказалась эйфория от раздутой капитализации политического веса Путина.
5.
И вот сейчас, как мы видим, эта капитализация скукоживается. Отсюда все проблемы: межэлитные разборки, передел собственности. А бухгалтера из правительства заявляют, что после 2020 года придется, возможно, принимать новые решения по повышению пенсионного возраста.новые решения по повышению пенсионного возраста.
Можно сказать, Кремль с пенсионной реформой оказался у разбитого корыта. Но самое обидное, у разбитого корыта оказалась вся страна. И случилось так, замечу, потому, что при нынешнем мягком авторитаризме все институты в РФ — только декорации. Они нужны лишь для реализации решений, принимаемых в узком круге путинского «Политбюро 2.0».
При этом обратной связи не предусмотрено: кто первым вошел в кабинет к главе государства, и рассказал о величии замыслов — тот и прав.
6. Полагаю, что в
Кремле существуют планы на еще одну «шестилетку» Путина — несмотря на негатив пенсионной реформы. Внутриэлитные расклады по-прежнему исходят из того, что в 2024—2030 годы Путин будет управлять страной. Как элиты этого будут добиваться — вопрос политтехнологий. Другое дело, что
система перешла в режим самоедства. И ее ожидания на спокойный транзит, на мой взгляд, не оправданы.
https://svpressa.ru/society/article/236707