Фронты ОНФ
Коллеги из «Нижегородского оленя»
выступили в качестве голоса трезвого рассудка по поводу происходящих в ОНФ процессах. Они верно определили некоторые направления функционирования обновленного Фронта, по которым происходят конфликты:
1. Общественные контроль за нацпроектами.
2. Интеграция «Лидеров России» и ОНФ в единую систему отбора и акселерации кадров.
Под решение задач на качественно новом уровне идет ожидаемое самоочищение организации, на что
обратил внимание «Темник».
Мы уже
глубоко изучали роли ОНФ в прорыве: три определенные президентом траектории – контроль, поддержка, участие; пять выделенных нами и экспертами сфер деятельности – альтернатива партиям, низовая демократия, патриотизм участия, властная структура с Госсоветом, социальный лифт.
Обобщим и проблематизируем будущие векторы прорыва для ОНФ:
1. Механизм коммуникации «верхов» и «низов», власти и гражданского общества. Ключевое – получение обратной связи «с полей прорыва». Фронт должен стать самым прямым и быстрым способом донести проблему к центрам принятия решений и транслировать оперативный ответ для исполнения. В этом ключе будет происходить интеграция ОНФ и Общественной палаты (с сетью общественных советов при ФОИВах). При этом для Фронта отведена скорее сетевая форма с узлами в регионах, а ОП – более иерархическая структура. Вопрос со-общения, сопряжения и синергии усилий по этому вектору станет главным для управленцев.
2. Институт «новой социалки» - перевода части социальных задач в область совместного ведения государства и общества (в лице волонтеров и НКО). ОНФ будет поручена задача выступать в качестве детектора для подобных проблем, а также – репутационной поддержки инициатив гражданского общества. Неявная, но важная задача – общий контроль за этим пространством с целью обеспечения эффективности и недопущения излишней политизации. Если Агентство стратегических инициатив выступает скорее как опытно-конструкторское бюро «новой социалки» и социально-экономического прорыва в части локально-масштабируемых общественных практик, то ОНФ станет проектным управленческим и контрольным офисом.
3. Социальный лифт, акселератор и пул кандидатов для слоя управленцев нового формата - вооружённых оргуправленческим мышлением просвещенных (особенно в аспектах гуманизма) технократов. Просвещенный гуманистический технократизм управленцев напрямую стыкуется с магистральной темой нацпроектов (улучшением качества жизни человека) и «новой социалкой». Данный вектор предполагает интеграцию ОНФ, а также социальных лифтов и профессиональных конкурсов платформы АНО «Россия – страна возможностей» (в первую очередь – «Лидеров России»).
4. Политическая тандемизация. Фронт должен выступать как «теневая партия власти» в смысле дублирования ключевых форматов работы и формирования актуального резерва для возможных трансформаций партийного поля. В определенном объеме ОНФ возьмет на себя функции и «теневого кабинета», контролируя ведомственный уровень реализации нацпроектов.
5. Сторож сторожей. В известной мере именно ОНФ (в синергии с Общественной палатой) должен сталь контролером контролеров – тех структур и институтов, которые будут следить за нацпроектами. Надзор будет общественным и в данном смысле конечной инстанцией этой анфилады мониторинговых зеркал.
6. Фундамент новых конструкций. С возможностями прямого участия в процессах общественной пересборки на основе волонтерства, новой социалки и патриотизма участия ОНФ сможет обеспечить гражданский фундамент, который задаст стабильность в эпоху трансфера, а затем станет базой для новой оргуправленческой системы. В этом измерении самой наполненной смыслами линией является взаимодействие Госсовета (особенно в формате Президиума и его рабочих групп) и Фронта.
Итог. Формируемые связи: ОНФ – ОП, ОНФ – АСИ, ОНФ – Госсовет - позволяют Фронту стать узлом в рамках целого ряда сетей и иерархий. Эта гибкость предполагает возможность оперативной (пере)настройки его функционала и делает уникальным институтом в эпоху трансфера и новой политической системы.