Вслед за «макаронным» кризисом наша страна, похоже, погружается в сахарный. Заводы вдруг перестали отгружать продукцию, как следствие – перебои привели к подорожанию сахара на 0,5-07% за последнюю неделю. И это выглядит именно как «вдруг», поскольку никаких объективных предпосылок для этого не наблюдается. Кроме того, в подобных случаях резкого прекращения поставок быть не может и не должно: сахар – социально значимый товар, о перебоях производители должны предупреждать заранее. В противном случае – это приводит к нагнетанию общественного недовольства и панике среди социально незащищенных слоев.
...
Поставщиков сахара у нас можно пересчитать по пальцам, и в данном случае дело в хитром плане господина Мошковича, который является бенефициаром крупнейшего агрохолдинга страны, компании «Русагро». Компания в настоящий момент занимает лидирующие позиции в производстве сахара и решила, что может позволить себе перестать выставлять на торги свою продукцию в ожидании субсидий, которые правительство обещало с 1 апреля. Интересно, что компания в 2019-2020 гг. вывела 11 млрд дивидендов в адрес кипрского офшора RUS AGRO PLC.
...
В прошлом году в «Ведомостях» вышла статья со скептическим заголовком: «Коронавирус помог агрохолдингу Вадима Мошковича продать больше сахара». И действительно: как все помнят, в марте прошлого года россияне активно запасались продуктами с длительным сроком хранения. Тогда «Русагро» сообщили о росте продаж сахара в I квартале на 63% и увеличении доходов сахарного подразделения на 16%. Из-за спроса выросла и цена на – на 14% по сравнению с четвертым кварталом 2019 г.
...
Видимо, успех и сверхприбыли вскружили голову экс-сенатору от Белгородской области Мошковичу. Этой весной ажиотажа в спросе на продукты не фиксируется, значит, его можно создать искусственно. Странно, что это делается в условиях, когда и Путин, и Мишустин неоднократно выражали обеспокоенность ростом цен. Наивно полагать, что регулирующие органы не заметят, как отдельная структура завышает стоимость и создает препятствия для движения товара к потребителю. И цель наверняка тоже не ускользнет от их внимания. А она у многих представителей бизнес-элиты только одна – вывод сверхприбылей за пределы страны.