В условиях депрессии совокупный спрос недостаточен. Говоря точнее, общее количество товаров и услуг, которые все участники экономики — потребители, компании и правительства — готовы купить, меньше, чем общее количество товаров и услуг, которое производители были бы готовы произвести. Поэтому спрос, а не производственная мощность, ограничивает объем производства.
Предположим, например, что вы хотите, чтобы правительство построило больше инфраструктурных объектов — новых дорог, мостов, железнодорожный туннель под рекой Гудзон в Нью-Йорке. В обычном случае мы бы сказали, что для того, чтобы это сделать, нужно чего-то не делать — или потребителей нужно убедить в том, чтобы они меньше потребляли, или государственные расходы должны были «вытеснить» частные инвестиции. Если же экономика находится в депрессии, то такого компромисса не требуется: туннели могут строиться рабочими, которые иначе были бы безработными, используя оборудование, которое иначе бы простаивало. Если вы спросите, откуда берутся средства на оплату этой работы, то их можно привлечь за счет продажи государственных облигаций — однако такой заем не конкурирует с другими вариантами использования средств, потому что сам по себе акт расходования государственных денег повышает доход, некоторая часть этого повышенного дохода сберегается и, таким образом, эти расходы создают сбережения, которые направляются на покупку тех самых государственных облигаций.
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике