Современная монетарная теория (Modern Monetary Theory, ММТ) описывает и анализирует то, как функционируют «государственные денежные системы» и возможности, имеющиеся у правительства в этой системе. Данная теория объясняет, как монетарно суверенные государства (государства, выпускающие собственную валюту, размещающие ее на международных рынках и выпускающие обязательства только в этой валюте) никогда не могут исчерпать запас денег или стать неплатежеспособными. Эта невозможность обусловлена тем, что в отличие от домохозяйств и предприятий, которые валюту используют, государство ее выпускает.
То есть современная фиатная валюта является чисто созданием государства и получает свою ценность от того, что ее можно использовать для уплаты налогов.
Иными словами, MMT считает, что когда дело доходит до государственных расходов, обычное уравнение — правительства собирают деньги через налоги, а затем тратят их на государственные программы — имеет обратную форму. Реальная механика создания денег выглядит так: правительство тратит, создавая деньги в процессе. Эти деньги идут в экономику, а затем удаляются через налогообложение.
Таким образом, налоги не финансируют расходы. Выпуск долга не увеличивает способность такого правительства тратить. Действительно, монетарно суверенное правительство может действовать в условиях фискального дефицита, вообще не выпуская долговых обязательств: эту политику называют прямым денежным финансированием (OMF).
Зачем тогда нужны налоги? Налоги снижают покупательную способность негосударственного сектора, позволяя правительству закупать товары и услуги, не вызывая инфляцию.
То есть налоги установлены не для того, чтобы забрать деньги домохозяйств и компаний и профинансировать ими свои расходы, а, скорее, для того, чтобы сократить их покупательную способность, вызывающую инфляцию.
Это также не означает, что государство может или должно иметь «огромные дефициты и… поддерживать невероятные торговые дефициты». Бюджетные дефициты сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Любая оценка фискального положения страны должна проводиться с учетом полезности правительственной программы расходов для достижения государственных социально-экономических целей и желаемых сбережений неправительственного сектора. Как правило, при наличии внешнего дефицита (то есть, если страна импортирует больше, чем экспортирует, что приводит к утечке внутреннего спроса) правительству приходится создавать дефицит бюджета для поддержания расходов на уровне, достаточном для полного использования всех доступных ресурсов. Если это условие не будет выполняться, то необходимым условием для сохранения экономического роста станет увеличение частного долга.
Наконец, несмотря на то, что правительства стран, выпускающих собственную валюту, не сталкиваются с финансовыми ограничениями, MMT не утверждает, что государство может тратить вообще без ограничений; скорее, данная теория показывает, что действительными ограничениями, с которыми сталкиваются правительства, становятся реальные ресурсы (заводы, машины, работники и т. д.), доступные для государства либо локально, либо через торговлю. Отсюда следует, что реальным ограничителем государственных расходов является способность экономики поглощать их, без создания безудержной инфляции.