Проблемы «малых» партий в электоральном цикле-2020Спойлер: проблемы большие, шансы на успех без поддержки региональных властей — призрачные. Дефицит времени на фоновую «раскрутку» в связи с пандемией коронавируса. Тут все понятно. Комментарии, пожалуй, избыточны.
Ужесточение федеральным законодателем процедуры сбора и проверки подписей.Ситуация с необходимостью собирать «малыми» партиями подписи избирателей для участия на выборах в парламенты субъектов и местные думы разнится от региона к региону. Подробнее писал об этом
тут.
Что видится мне особенно важным:
1) Сбор 0,5% «идеальных» подписей избирателей региона для регистрации партийного списка. С учетом вероятной отбраковки собирать придётся, минимум, 1%. Это весьма значительное количество, особенно для субъектов с 2-3-4 миллионами избирателей.
2) Последние новеллы федерального законодательства: процент допустимого брака в подписных листах для «малых» партий и кандидатов-самовыдвиженцев уменьшен с 10% до 5%. Права на ошибку практически не остаётся.
3) Если раньше сборщик подписей заполнял ФИО и паспортные данные избирателя сам — так было быстрее, точнее и снижало количество помарок и описок — то теперь законодатель обязывает избирателя вписывать в подписной лист ФИО собственноручно.
Отсутствие в территориях квалифицированных сборщиков, готовых собрать подписи в короткие сроки. Пример: Челябинская область, 2.6 млн избирателей. Для регистрации списка любой «малой» партии необходимо представить 0,5% подписей или ~13100 «автографов» избирателей. С запасом на отбраковку и человеческий фактор (попросту говоря, «рисовку») необходимо собирать в два раза больше, то есть тысяч 25-26. Дальше — сроки. На Южном Урале на все процедуры отводится до 30 дней с момента подачи партией документов в избирком. Минус пару дней на открытие и наполнение избирательного счета, печать подписных листов и запуск сборщиков в «поля». Таким образом, речь идёт примерно о 1000 «автографов» в день. Кто работал с подписями самовыдвиженцев, понимает — это история за гранью добра и зла. И даже новая норма — право собирать до 50% подписей через Госуслуги — никак не упрощает решение главной задачи. Еще и потому, что регионы сами решают — 50%, 25% или, скажем, 0% подписей разрешать «малым» партиям и самовыдвиженцам собирать именно таким способом.
Барьер 5% на выборах в региональные парламенты в большинстве субъектов РФ.До распределения депутатских мандатов в подавляющем числе регионов допускаются лишь те политические силы, которые набрали по итогам выборов не менее 5% голосов избирателей. А рейтинги наших «малых» партий (даже с какой-никакой политической и электоральной историей, типа «Родины» или «Партии пенсионеров»), скажем честно, находятся в пределах статистической погрешности. Понятно, что при яркой и ресурсоемкой избирательной кампании, в отдельных субъектах РФ можно пробовать выходить на хороший результат. Но цена преодоления 5%-го барьера «малой» партией без негласной поддержки властей региона окажется фантастически высокой, это очевидно.
Позиция провластных политтехнологов.Не секрет, что многие политтехнологи «недолюбливают» тех же «Патриотов России», «Родину» или «пенсионеров». Считается, что первые две партии оттягивают голоса некоторой части патриотически настроенных избирателей у «Единой России», а последняя — часть потенциально лояльных ЕР, но колеблющихся в своих политсимпатиях пожилых людей. Схожие контраргументы могут формироваться сейчас и в отношении прилепинской «За правду!». Думаю, попадание партий такого спектра в избирательный бюллетень 2020 года вызывает в кабинетах власти серьёзную дискуссию.