Мои 5 копеек о фильме «Патриот»
1. Мэл Гибсон - один из моих любимейших актёров. Если бы в фильме снялся ещё один мой любимый актёр, Кевин Спейси (на которого у создателей не хватило бюджета), то было бы вообще здорово. Но хоть слава Богу, что от главной роли отказался унылолицый Харрисон Форд, секрет популярности которого остаётся для меня загадкой;
2. Тема заботливого отца, вынужденного пойти на войну вслед за сыном, уже присутствовала в худшем фильме с Аль Пачино - «Революции» 1980 года. А прототипу Бенджамина Мартина Фрэнсису Мэриону был посвящён сериал «Болотный лис» (1959-1961), где его сыграл будущая звезда «Голого пистолета» Лесли Нильсен. Кстати, на мой взгляд, именно элемент трикстерства Болотного Лиса позволяет ему не сойти с ума, когда он вынужден стать беспощадным мстителем;
3. Почему фильм не стал шедевром? Потому что другая сторона изображена исключительно чёрной краской, без намёка на полутона, - это чистое беспримесное зло. Уверен, что, если бы нашёлся лишний десяток миллионов долларов (Гибсону заплатили 25) на Спейси, образ антагониста главного героя - Тэвингтона (в реальности - Тэрлтона) был бы менее одномерным (Джейсон «Малфой» Айзекс, лучший исполнитель роли маршала Жукова, тут, на мой взгляд, оказался не на высоте);
4. В фильме 3 стороны - англичане (очень плохие), борцы за независимость (очень хорошие) и французы (идеалисты, помогающие революции исключительно из альтруистических соображений). Нет лоялистов (а ведь во многом война за независимость была Гражданской войной - кстати, это раскрыто в сериале «Поворот»), индейцев (а у них был непростой выбор - большая часть поддержала Корону, потому что та ограничивала экспансию поселенцев), чёрных (британцы начали освобождать рабов в обмен на участие в военных действиях, а рейнджеры прототипа главного героя Фрэнсиса Мэриона занимались, помимо борьбы с британской армией, поимкой беглых рабов), немцев (гессенские наемники на стороне Короны и «немецкие батальоны» в армии инсургентов). Последнее особенно странно, учитывая немецкие корни режиссера. Выглядит, как кино про Бенджамина «Моторолу» Мартина, которому в борьбе за Американскую Народную Республику немного помогли французские «ихтамнеты». Хотя, конечно, тема французского влияния, масонов, борьбы за Квебек могла бы быть раскрыта более подробно. Впрочем, и фильм «Джефферсон в Париже» мог бы быть менее сосредоточен на личной жизни главного героя, а на том, чем он на самом деле занимался в Париже;
5. Идеологически кино било по связке Штаты-Великобритания. Ведь англичане в фильме выглядят инфернальным злом. А в это время президентом дружественной по сюжету фильма Франции был Жак Ширак, демонстрировавший независимость от Америки в духе де Голля. При этом в инфернальной когда-то Великобритании премьер-министром был Тони Блэр, стремившийся к союзу с США и лично с Биллом Клинтоном (неочевидным героем предыдущего фильма Эммериха «День независимости»). Позиция блэровской Британии к Штатам снизу вверх ярко показана в фильме «Особые отношения» (2010), а кризис этих отношений проявился в знаменитой «Реальной любви» (2003), где Хью Грант (как бы Тони Блэр) посылает подальше Билли Боба Торнтона (как бы Буша-Младшего) (на самом деле нет). Интересно, что, несмотря на негативную критику, сборы у фильма были очень достойными (более 200 миллионов долларов).
Евгений Минченко
https://t.me/politcinema/213