Краткие сведения из Послания к Римлянам позволяют реконструировать биографию Андроника и И. только предположительно. Считается, что называя их сродниками, ап. Павел имел в виду не родственные отношения, а еврейское происхождение святых (Schreiner. 20002. P. 795; Dunn. 2002. P. 894). У. Дж. Конибир и Дж. С. Хосон на основании того, что упомянутые выше евреи
Акила и Прискилла (Рим 16. 3) не характеризуются как сродники, предположили, что Андроник и И., как и ап. Павел, были из колена Вениаминова (Conybeare W. J., Howson J. H. The Life and Epistles of St. Paul. L., 18562. P. 535). Высказывались также мнения, что они - земляки ап. Павла, т. е. уроженцы Тарса (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 82; Thorley. 1996. P. 18), или просто его близкие друзья ( Συγγενής, συγγένεια // TDNT. 1971. Vol. 7. P. 742). Скорее всего Андроник и И. жили в Риме. Место их тюремного заключения неизвестно (ап. Павла отправляли в темницу, согласно свт. Клименту Римскому, 7 раз (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 5 6)). Г. Киттель считал, что ап. Павел называл Андроника и И. «узниками со мною» в переносном смысле слова (Kittel G. Αἰχμάλωτος κτλ. // TDNT. 1964. Vol. 1. P. 196-197), а Дж. Э. Фицмайер и Т. Шрайнер - что они находились в тюрьме за исповедание христ. веры, но необязательно в одно время и в одном месте с ап. Павлом (Sanday, Headlam. 1902. P. 422-423; Fitzmyer, ed. 1993. P. 739; Schreiner. 20002. P. 795). Однако преобладает мнение, что выражение ап. Павла «узники со мною» следует понимать буквально (Salamito J.-M. ΣΥΝΑΙΧΜΑΛΩΤΟΙ: Les ‘Compagnons de Captivé' de l'Apôtre Paul // Carcer: Prison et privation de liberté dans l'antiquité classique / Éd. C. Betrand-Dagenbach et al. P., 1999. Vol. 1. P. 207-208; Dunn. 2002. P. 894). Скорее всего речь идет о первом заключении ап. Павла в Риме (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 83). Поскольку Андроник и И. уверовали во Христа ранее ап. Павла, высказывалось предположение, что они стали христианами во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи диаспоры приезжали на важнейшие религ. праздники (ср. Деян 2. 10). В поздних преданиях Андроник и И. названы супругами, хотя они могли быть и братом с сестрой.
Традиц. перевод выражения οὕτινές εἰσιν ἐπίσημοι ἐν τοῖς ἀποστόλοις («прославились между апостолами») нек-рые исследователи предлагали трактовать как «были известны апостолам» (Moo. 1996. P. 923; Burer, Wallace. 2001) или «были выдающимися в глазах апостолов» (Cornely R. Commentarius in S. Pauli Apostoli epistolas. P., 1896. Vol. 1: Epistola ad Romanos. P. 776f; Zahn Th. Introduction to the New Testament. Edinb., 1909. Vol. 1. P. 418), что противоречит толкованиям раннехрист. и визант. писателей (Оригена, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Икумения и др.); они единодушно понимали эти слова как свидетельство известности Андроника и И. среди апостолов, а не по мнению апостолов, и не как факт знакомства с ними апостолов.
И. упоминается не во всех
апостольских списках; в списках визант. типа, напр., в каталогах Псевдо-Ипполита и Псевдо-Дорофея, сведения о ней отсутствуют. В каталоге Псевдо-Епифания говорится, что И. был епископом Апамеи Сирийской (Vitae prophetarum. 1907. S. 126). В сир. апостольских списках сохранилось предание о том, что Иуния была схвачена и казнена на о-ве Самос (Lond. Brit. Mus. Add. 17193, 874 г., Lond. Brit. Lib. Orient. 2695, 1202-1203 гг.- Esbroeck. 1994. Р. 146, 157).