@a_poleshko Позволю себе процитировать одно исследование.
Модель руководства церкви
Как уже было отмечено, Новый Завет нигде не устанавливает жесткую модель руководства или управления церковной общиной. Сам Иисус всегда был и есть единственный Монарх, управляющий Церковью и требующий полного повиновения. В церкви же после ухода Иисуса одни модели сменяли другие, более подходящие в тех или иных обстоятельствах. При этом церквями управляла, как правило, группа служителей и, хотя в этой группе и проглядывался авторитет той или иной личности, тем не менее нигде не видно требования установления иерархической модели. Особенно хорошо это можно увидеть на примере Иерусалимской церкви, подробнее всего описанной в книге Деяний.
Вначале церковью управляют только апостолы, затем к ним присоединяются дьяконы (6 гл.), затем можно увидеть в этой группе пророков и пресвитеров (11 гл.), ну а в 15 главе описано, как церковью руководит группа апостолов и пресвитеров, где при решении проблемы единства Церкви между христианами из иудеев и из язычников, от апостолов взял слово Петр, а от пресвитеров — Иаков. Кстати, эта группа как конечный авторитет помогала другим поместным церквям разрешать сложные вопросы, связанные как с вероучением, так и с насущными нуждами церквей.
Иными словами, Новый Завет не регламентирует какую-либо модель руководства, как единственно правильную, но описывает примеры многообразия таковых и перехода одного типа управления в другой в зависимости от целесообразности.
Иную картину можно увидеть при чтении посланий Игнатия Богоносца. Настойчиво и убедительно в каждом послании он повторяет одни и те же требования к церквям подчиняться епископу, пресвитерам и дьяконам, где проглядывается жесткая вертикаль власти. При этом, как справедливо отмечает Джеймс Норт: «Слово «епископ» всегда упоминается в единственном числе, тогда как вы не найдете ни одного случая употребления в единственном числе слова «пресвитеры», однако в Новом Завете, можно увидеть совсем иную картину. Игнатий утверждает это как заповедь: «...когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать...», - и еще: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви.» Хотя некоторые исследователи утверждают, что такой порядок уже был заведен в христианских церквях, большинство ученых сходятся во мнении, что Игнатий сам и пытается своими посланиями ввести эту модель управления. Д. Норт, например, указывает, что в Римской церкви вплоть до 140 года не менялось употребление слов «епископ» или «пресвитер», а Ф.У. Маттокс цитирует другое произведение того времени Дидахе, где говориться: «Выбирайте поэтому себе епископов и дьяконов достойных Господа, мужей кротких и не алчных, истинных и испытанных».