Вместе с тем, практика освобождения от государственного принуждения в вере, законодательно инициированная «сверху», вобрала в себя и негативный «низовой» опыт религиозно-этнического прозелитизма и насилия. Католическая сторона вызвала к жизни методы агитации и принуждения, не допустимые в миссионерской работе ни нормами действовавшего права, ни принципами христианской морали.
Прозелитизм среди православных христиан, не желавших покидать свою Церковь, приводил на практике к появлению преступных посягательств на их совесть. Противоправные способы реализации нового закона привели к тому, что жертвами религиозного насилия стали на этот раз православные, упорствующие в сохранении верности своей Церкви. «У православных жгли дома, угоняли скот, вытаптывали посевы, возвышали аренды, отказывали в земле, оскорбляли святыни… В итоге, - отмечал епископ Евлогий, – множество отпадений. Народ, теснимый и угнетаемый католиками, не находя защиты от властей, принужден против воли идти в костел»
да, но это не вероучение, а менталитет конкретной эпохи + разнарядки тогдашних властей, как светских, так и духовных
что еще раз подтверждает, что далеко не все равно, в какой церкви находится - это было важно и будоражило умы (а не как сейчас, когда всем все равно)