ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ #12: ЛОГОС И РЕМА
Если Вы хоть как-то знакомы с пятидесятническим и харизматическим движениями, Вы должны были слышать довольно популярное заблуждение о том, что в Библии существует отличие между словами λόγος (ло́гос) и ῥῆμα (рэ́ма), оба из которых означают «слово».
Считается, что λόγος (ло́гос) — это общее слово Бога, обращенное ко всем людям, а ῥῆμα (рэ́ма) — это личное откровение, которое проговаривается Святым Духом конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации.
Я думаю, не очень сложно догадаться, что всевозможные «учители веры» превозносят ῥῆμα (рэ́ма) над λόγος (ло́гос) и утверждают, что Бог работает с человеком посредством личного откровения. По факту, их риторика простирается до утверждения, что если ты не можешь похвастаться каким-нибудь свеженьким откровением, то твое спасение под большим вопросом, потому как «вера — от слышания, а слышание — от слова (ῥῆμα; рэ́ма) Христова» (Рим. 10:17). Нет слова — нет веры; нет веры — нет спасения.
Чтобы доказать, что λόγος (ло́гос) отражает общую волю Бога, а ῥῆμα (рэ́ма) — личное откровение, обычно предлагается взглянуть на следующие тексты: (1) λόγος (ло́гос) как записанное или общее слово Бога (Мк. 4:14; Мф. 7:24; Лк. 5:1; Ин. 18:32; Деян. 6:7 и др.); и (2) ῥῆμα (рэ́ма) как личное слово (Мк. 14:72; Лк. 3:2; Ин. 6:63; 14:10; Деян. 11:14 и др.). И действительно, прочитывая эти тексты в таком сравнении, может сложиться впечатление, что «учители веры» правы. Однако не тут-то было.
Начнем с того, что
в греческой литературе λόγος (ло́гос) и ῥῆμα (рэ́ма) являются абсолютно взаимозаменяемыми терминами. Примеров этому тезису такое бесчисленное множество, что их даже нет смысла приводить. Это объективный факт. Но даже если отбросить греческую литературу и использовать только Писание, позиция «учителей веры» не устоит.
Так, например, в Септуагинте λόγος (ло́гос) и ῥῆμα (рэ́ма) неоднократно появляются как абсолютно синонимичные термины (Исх. 34:27–28; 2 Цар. 14:20–21; 3 Цар. 11:41; 12:24), а ῥῆμα (рэ́ма), вопреки расхожему мнению, — как общее, записанное слово Бога (Исх. 34:1; 27–28; Втор. 28:58).
Это же справедливо и для Нового Завета. Так, например, Матфей пишет, что центурион, прося об исцелении своего подчиненного, говорил: «Скажи только слово (λόγος; ло́гос), и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). По всей логике новомодных учителей, сотник должен был искать ῥῆμα (рэ́ма) Иисуса, но Матфей говорит о λόγος (ло́гос).
В Мф. 12:36–37 λόγος (ло́гос) и ῥῆμα (рэ́ма) используются синонимично в рамках двух стихов. Подобное мы видим и в Евр. 12:19, Ин. 12:48
В Евр. 11:3 и 2 Пет. 3:5 говорится, что мир был создан «словом Божьим». В первом случае используется ῥῆμα (рэ́ма), во втором — λόγος (ло́гос).
В Еф. 6:17 и Евр. 4:12 говорится о том, что Слово Божье является мечом, и в одном случае используется ῥῆμα (рэ́ма), а в другом — λόγος (ло́гос). Либо Писание говорит о двух разных Словах Бога и двух разных мечах, либо речь идет об одном и том же только разными словами. Как мне кажется, вывод очевиден.
В Деян. 10:44 мы читаем: «Когда Петр еще продолжал эту речь (ῥῆμα; рэ́ма), Дух Святой сошел на всех, слушавших слово (λόγος; ло́гос)». Опять же, взаимозаменяемость налицо. Также можете сравнить Мф. 4:4 и Мф. 7:24; Еф. 5:26 и Ин. 15:3.
Наконец, ῥῆμα (рэ́ма) точно не может означать только откровение от Бога, потому что в Деян. 6:11, 13
оно используется для описания богохульства.
Как мне кажется, даже этот ограниченный список библейских свидетельств показывает, что
в Библии нет никакого разделения между λόγος (ло́гос) и ῥῆμα (рэ́ма), а потому теория «учителей веры» ложна. Эти термины означают одно и то же, а потому все учение, которое строится на их мнимом различии, ошибочно в своей сути.
Этим постом я призываю всех быть очень аккуратными, строя целые учения на очень зыбком филологическом основании.
Ставьте 👍 этой публикации и делитесь ею с друзьями.
#греческие_мифы