О конкретной датировке, об авторстве ветхозаветных книг идут очень большие споры и по сю пору. Есть более традиционная точка зрения, которая называет авторов каждой книги следующего великого пророка или деятеля, который жил после описанных в ней событий. Но это не всегда так. Есть иная точка зрения, которая датирует Ветхий Завет очень поздно и говорит, что это было все придумано в III-II вв. до н. э. Это, по-видимому, тоже большой перегиб, но ясного представления об авторстве каждой конкретной книги или каждого конкретного отрезка текста у нас нет. Но мы можем говорить, что мы знаем имя человека, со словами которого связано появление той или иной книги, из слов которого она выросла.
Например, пророк Исайя Иерусалимский: никто не сомневается, что это исторический персонаж, живший в Иерусалиме VIII в. до н.э. Но написал ли он всю книгу – сказать довольно сложно. Сейчас принято считать, что ему принадлежат только первые тридцать девять глав. Кто же написал остальные? Мы не знаем. Но иногда говорят, что эти книги написаны общиной Израиля, нардом Божьим, который подхватывает традицию, идущую от того или иного великого автора, и развивает ее.
Библейские тексты появлялись именно в общине, выполняя роль Священного Писания. У них были прямые авторы, но совершенно необязательно, что у каждой книги был один, и также необязательно, что текст создавался единовременно. Они могли редактироваться и изменяться – и мы находим следы подобной редактуры. Вся Библия, и Ветхий и Новый заветы, принадлежит общине. Община была средой, которая восприняла этот текст как Священное Писание и сохранила его. Если бы не было этой общины, Библия до нас просто бы не дошла, как не дошло священное писание древних египтян: а оно было, и были книги религиозные, духовные, священные. Не было общины, которая жила бы до наших дней и сохраняла бы этот набор текстов, как свое священное писание. Древний Египет кончился, его больше нет.
Библия – это продукт развития традиции, сначала одной общины, потом разных общин, иудеи, христиане. Это не некий артефакт, который когда-то был создан и лежит в музее за стеклом. Библия – это что-то, что находится в повседневном обиходе, живет и меняется.
К Новому завету отчасти применимо то, что говорилось выше о Ветхом. Четыре Евангелия носят определенные имена: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Но это же не Евангелие МаркА. Евангелие принадлежит Иисусу Христу – это благая весть. А Матфей, Марк, Лука и Иоанн – это люди, которые об этом рассказывают. Евангелие – это не книга воспоминаний, написанная кем-то о важных лично для него событиях. Эти тексты создавались совсем не так: сначала тексты никому не были нужны, были ранние христианские общины, где были живые свидетели тех событий, о которых и повествует Евангелие. Но общин становилось все больше, а живых свидетелей все меньше. Через несколько десятилетий после этих событий понадобились тексты. Но эти тексты не были написаны «по горячим следам», не были написаны как индивидуальные проекты,
Лука, например, открыто говорит, что он собирал данные из разных источников (свидетелей, очевидцев). Есть довольно большие сомнения, почему Евангелие написал Марк. Это абсолютно незначительный персонаж в Новом Завете, и о нем ничего толком и неизвестно. Почему такой человек взялся описывать события жизни Христа, когда были гораздо более известные лица? Есть мнение, что Марк лишь записал воспоминания апостола Петра, что он был его помощником и секретарем. Можно предположить, что это не Марк повествует о Христе, это Петр повествует, а Марк записывает, играет роль скорее редактора и секретаря, нежели автора. Тем не менее, это тот человек, который создал этот текст. Авторство Петра – это гипотеза, но достаточно давняя, есть подобные свидетельства у древнехрестианских авторов.
Евангелия появляются в христианской общине потому, что они нужны, они воспринимаются этой общиной и сохраняются, что не исключается какого-то конкретного автора, но этот автор мыслит себя частью этой общины и действует внутри ее ради ее цели.
Андрей Десницкий, библеист