В начале было Слово!
ἐν ἀρχη̨̃ ἠ̃ν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἠ̃ν πρòς τòν θεόν καὶ θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος Иоан. 1. 1.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Иоан. 1. 1.Евангелие Апостола Иоанна начинается с фразы: «В начале было Слово…».
В оригинале на древнегреческом языке в данном отрывке слово «логос» звучит трижды: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но о чем идет речь, в отличии от читающих тогда Евангелие древних греков нам не совсем понятно. Дело в том что греческое слово λόγος «слово»- занимало особое место в античной философии, которая была широко распространена и популярна в то время. Евангелист Иоанн, употребил его, с учетом тогдашнего всеобщего понимания. Хотя понятие «Логос» было введено в философию Гераклитом, но оно было взято из греческой мифологии. По легенде Демиург — образ небесного бога-творца, творит вселенную посредством слова — «логоса» как бы вызывая творение из ничего. Поэтому Иоанн, очень хорошо зная эту особенность показывает, что в самом начале, Бог творит мир из ничего посредством Слова – Христа. Делается замечательная аллюзия на первый стих книги Бытия «И сказал Бог да будет».
Еще одна потрясающая и захватывающая дух особенность этого стиха, которую можно увидеть лишь, понимая язык оригинала — это то что Дух Святой через Апостола Иоанна предостерегая церковь от сразу нескольких ересей, раскрывает глубочайшие истины о том, кто же такой Бог!
Против ереси арианства
Во-первых мы видим, что Бог Отец — это не одно и тоже что Логос, Слово!
Например, мы знаем, что в русском языке значение существительного меняется в зависимости от суфикса. Мы можем сказать — человек, человечик, человечище и от окончания будет зависеть значимость или величие. Так вот, такую функцию суффикса для греческих существительных выполняет артикль. Есть артикль перед существительным или нет, и на каком месте существительное стоит в предложении – всё это очень и очень важно!
Так вот, мы видим, что по-гречески фраза из Евангелия от Иоанна звучит как: καὶ θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος «и Богом было Слово». Если бы порядок слов был другой, например было бы написано: Первое — подлежащее ὁ λόγος «слово», потом сказуемое ἠ̃ν «был», и именная часть сказуемого θεòς Бог без артикля . Тогда это предложение «ὁ λόγος ἠ̃ν θεòς» можно было бы перевести как переводят сегодня Свидетели Иеговы – «слово было божественным». Это была бы древняя ересь Арианства, которая сегодня видна в учении Иеговистов.
Против ереси монархианстваС другой стороны, если бы было написано ὁ θεòς ἠ̃ν о λόγος или О λόγος ἠ̃ν о θεòς, то есть артикль бы стоял перед словом θεòς и перед словом λόγος, то тогда, такая конструкция поддерживала бы древнюю ересь — монархианство. Монархиане- модалисты учили что Бог не треединый! Что он просто являл себя под разным видом– отца, сына, духа. Поэтому если бы там стоял артикль, тогда фраза читалось бы как «и Слово было тем же самым Богом», то есть Богом Отцом. Логос был бы тождествен Богу, то есть один и тот же. Тогда было бы непонятно кому Христос молился в Гефсимании, не Себе ведь? Или когда Он умер на кресте то как вселенная оставалась все это время без Бога?
Бог един но в трех Лицах
Но посмотрите какая глубина богословской мысли! Апостол Иоанн под действием Духа Святого пишет: καὶ θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος . Именная часть сказуемого θεòς стоит перед глаголом связкой без артикля, хотя только что, в первой половине стиха, артикль перед словом Бог содержится τòν θεόν! Речь явно идет о Боге Отце, рядом с которым находится Слово. То есть Слово или Сын, это не Отец — однако тоже Бог! Причём Бог определенный, тот самый единственный Бог, который и существует во вселенной! То есть Слово было таким же Богом как и Отец, но в тоже время отличалась от Отца и при этом Бог был только один! Просто поражает как Дух Святой может кратко и емко в одной фразе, выразить одну из глубочайших триадологических истин. Именно поэтому мы понимаем что Бог един но в трех Лицах -Личностях, трех Ипостасях.
https://t.me/YaroslavlTerletskiy