ДА НЕУЖЕЛИ?! #8: АГРАФЫ ИИСУСА
Одной из самых интригующих областей изучения в новозаветной библеистике являются аграфы.
Аграфы — это слова, приписываемые Иисусу Христу, которые не отражены в канонических Евангелиях, но сохранились в других книгах Нового Завета, древних церковных документах, писаниях Отцов Церкви и апокрифах. Только подумайте: у нас есть возможность узнать еще что-то, что говорил Спаситель, но что так и не попало на страницы Писания!
Конечно, за всю историю человечества Иисусу приписывали очень много разных слов, а потому у библеистов существуют
четкие критерии, по которыми они определяют подлинность той или иной аграфы. Самые базовые из них это: (1) Древность и надежность источника, в котором приводится аграфа; (2) Отсутствие еретических идей и соответствие аграфы духу Евангелий; (3) Схожесть аграфы по своему построению и стилю с евангельскими изречениями Иисуса. Если не выполняются хотя бы эти три пункта,
аграфа не признается подлинной.
Представляю Вашему вниманию несколько интересных аграф, которые можно считать аутентичными словами Иисуса:
•
«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Апостол Павел прямо указывает, что это слова Иисуса. Тем не менее, в Евангелиях их нет.
•
«Любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8).
Дидаскалия (документ III века, излагающий правила церковной жизни) приписывает эти слова апостола Петра напрямую Иисусу (
Дидаскалия, 4), и, надо сказать, они вполне в духе Христа.
•
«Придет же день Господень как тать ночью» (2 Пет. 3:10; ср. Откр. 16:15). Согласно
Дидиму Слепцу (
О Святой Троице, 3.22) и
Епифанию Кипрскому (
Анкорат, 21), эти слова из 2 Послания Петра принадлежат Иисусу. Вполне возможно, что это так и есть, поскольку они очень схожи со словами Спасителя в Мф. 24:44.
•
«Те, кто со Мной, не поняли Меня» (
Деяния Петра, 2.10). Эти слова появляются в апокрифическом тексте
Деяний Петра (II век) среди множества евангельских изречений Иисуса. Вполне возможно, Господь действительно их произносил, поскольку Евангелия неоднократно показывают, что апостолы часто не понимали Спасителя (Мк. 4:13; 7:18; Мф. 15:16–17; Лк. 24:25).
•
«В чем Я найду вас, в том и буду судить вас» (
Иустин Мученик,
Разговор с Трифоном Иудеем, 47). Эти слова очень схожи с сюжетом притчи о десяти девах (Мф. 25:1–13).
•
«Просите великого и малое приложится вам, просите небесного и земное приложится вам» (Климент Александрийский,
Строматы, 1.24.158). Эти слова, приведенные у
Климента, очень схожи с поучениями Иисуса в Мф. 6:33.
•
«Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства» (
Ориген,
Гомилии на пророка Иеремию, 27.7;
Евангелие от Фомы, 82). Значение этого изречения в том, что приближение верующих ко Христу — это их «огненное» очищение. Таким образом, эти слова созвучны с пророчеством Иоанна Крестителя: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Лк. 3:16).
•
«Для болящих Я болел, для алчущих алкал и для жаждущих жаждал» (Ориген,
Гомилии на Евангелие от Матфея, 13.2). Скорее всего, это изречение аутентично, потому как по своему духу оно невероятно близко к Мф. 25:35–36.
•
«Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим» (вставка после Мф. 20:28 в
Кодексе Безы, некоторых древних сирийских и латинских переводах). Великолепные слова, смысл которых в том, что мы, с одной стороны, всегда должны духовно расти, но с другой, достигши определенного уровня, никогда не должны превозноситься над другими (ср. Мк. 10:44; Мф. 20:26–27; 23:12).
•
«Заботьтесь о вере и надежде, через которые рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную» (
Макарий Великий,
Духовные беседы, 5.7). В этих строках отражается синтез трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви (ср. 1 Кор. 13:13). Нет никаких сомнений, что Иисус мог это произнести, потому как эти добродетели являлись сутью Его служения и проповеди, а позже стали основой проповеди апостолов.
Ставьте 👍 этой публикации и делитесь ею с друзьями.
#да_неужели