Слово Божье говорит: "Кто родится чистым от нечистого? ни один"
(Иов.14:4).
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан.3:6).
"Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?" (Притч.20:9). "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили" (Римл.5:12).
А потому "в Адаме все умирают" (1Кор.15:22).
Нам могут возразить , : что гут нового в этих библейских текстах?
Их знает и хорошо понимает весь христианский мир, не надо, мол, здесь этих прописей. В том-то и дело, что эти общеизвестные стихи Священного Писания опровергают вымыслы о первородном грехе и способах освобождения от него. Грехопадение первой четы в Едеме привело к тому, что изменилась сама духовная природа человека, так что люди стали чадами греха и смерти, почему Давид и говорит: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя"
(Псал.50:7).
Об Адаме в его первоначальном безгрешном, святом и праведном состоянии сказано в Библии так: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его"
(Быт.1:27).
Когда же Адам преступил волю Божью и нарушил Закон Божий, он лишился чистоты и славы Божьей, в его природу вселилась склонность, тяга ко греху, которая стала передаваться и его детям. Поэтому и сказано, что "Адам... родил сына по подобию своему, по образу своему", а не по образу Божьему (Быт.5:3).
И иначе быть не могло. Следовательно, грех в корне перестроил человека, пропитал его таким образом, что изменилось всё его естество, изменилось, так сказать, на молекулярном уровне, а не то чтобы сообщил ему такую греховную добавку, которую можно было отделить, счистить с него, смыть, и на том конец - он уже духовен, возрожден. Но именно так и понимают православные: что первородный грех можно и нужно смыть священнодействием крещения, возродить человека от воды.
Плох, к примеру, был бы тот агроном, который, напрочь забыв всё то, чему его учили, попытался бы росток яблони-дичка превратить в культурный сорт, опрыскав этот росток особо подобранным раствором. Ясно, что тут никакая ни химия, ни мытье не помогут, ибо надо изменять саму природу дикого растения, изменять долгим и кропотливым трудом с помощью прививки и постоянного ухода за растением. Вполне понятно, для чего теологи придумали выражение "первородный грех", назвав его богословским термином. Если поверхностно посмотреть на это выражение, то оно вроде бы и не противоречит понятию греха Адама. Но в сущности это не так. Термин "первородный грех" удобен тем, что он легко помогает людям подстроиться под небиблейское понимание таинства крещения, которое-де и предназначено для снятия первородного греха. Попробуйте сказать: "снять с человека греховную природу", "смыть его склонность ко греху", "удалить природную тягу ко греху" - не только не звучит, но и не отвечает существу проблемы. Зато как благозвучна и как практична формула: "снять первородный грех", "смыть первородный грех". Благодаря этой формуле первородный грех представляется людям в виде какой-то приставшей к телу человека скверной оболочки, которая чуть ли не механически смывается с крещаемого в момент его соприкосновения с водой.
В воде грех отделяется, отлипает от грешника, который таким образом становится невинным созданием, каким был его праотец Адам до своего соединения с первородным грехом. Как легко, как хорошо! Именно в этом и заключается подоплёка определения "первородного греха". Какова была цель в такой локализации греховной природы человека, в сосредоточении ее в виде легко отделяемой от человека малости, смываемой с него в крестительной воде?
Эта цель состояла в том, чтобы направить взоры и внимание людей на очистительную силу воды и церковный обряд крещения младенцев. Вера в эту силу вытекала из языческих убеждений людей, пришедших в христианскую церковь из язычества, была составной частью, элементом языческих верований и учений.