Size: a a a

Философия | Philosophy

2015 October 01
Философия | Philosophy
Чаньская история

Два брата, последователи Чань, как то раз отправились впаломничество. На привалах младший брат бросал свою ношу, садился наземлю и начинал медитировать, в то время как старший брат ложился изасыпал. На каждой остановке младший брат всё больше сердился на него,и, наконец пригрозил своему спутнику, что покинет его. Старший братудивился:
— А что плохого в том, что я сплю?
— Мы должны практиковать, а надлежащая практика — это сидячая медитация — ответил младший.
Тогда старший брат прочитал ему следующую строфу из «Песни о Просветлении» Юн-цзя Сюань-цзюэ:
— Чань — в том, чтобы идти; в том, чтоб сидеть;
В словах иль тишине, в движенье иль покое — сущность неизменна.
Спокоен будь, хоть пред тобою острый меч,
И даже если яд тебе дают, покоя не теряй.
Младший вдруг понял, что брат не просто спит, а медитирует во время сна!
— Возможно, ты достиг того уровня, когда сон может быть практикой, но я ещё не добрался до него. Для меня это не подходит
— Что именно не подходит?
— Мое сознание еще не успокоилось
— А на чём твое сознание должно успокоиться?
Когда младший брат услышал эти слова, он осознал тщетность усилий,которыми он пытался успокоить своё сознание, они лишь делали его ещёболее напряжённым, ещё больше рассеивая ум. И в тот же миг его сознаниестало спокойным, ясным и лучезарным, освободившись от принуждений инасилия. Непривязанность — ядро чань. Не нужно привязываться ни к чему,даже к учению, даже к самоосуществлению.
источник
Философия | Philosophy
Глупцы отрицают то, что видят, а не то,
что думают.
Мудрые отрицают то, что думают, а не то,
что видят…
Наблюдай вещи, как они есть, и не обращай
внимание на других людей.
(Хуанбо)
источник
Философия | Philosophy
Природа Будды. Дзэнская притча

Ученик спросил Нагсена:
— Буддийские писания утверждают, что всё на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды?
— Нет, ты не имеешь! — ответил Нагсен.
Монах спросил:
— Деревья, реки и горы имеют природу Будды?
— Да, имеют! — ответил тот.
— Если всё имеет природу Будды, то почему я не имею? — спросил монах.
— Кошки и собаки, горы и реки — все имеет природу Будды, а ты — нет!
— Но почему? — спросил ученик.
— Потому, что ты спрашиваешь! — ответил Нагсен.
источник
Философия | Philosophy
Притча о учениках

Троих спросили, что вы получаете от учебы?
Первый ответил: Трудности, потому что плохие результаты.
Второй ответил: Трудности, хотя учусь хорошо, но без них не заработаешь хороших результатов.
Третий ответил: Блаженствую, результаты меня не волнуют.
источник
Философия | Philosophy
Ограниченность мысли

До тех пор, пока я воспринимаю жизнь с определенной точки зрения, смотрю на нее сквозь призму определенного опыта, которым я особенно дорожу, опираюсь на накопленные мною определенные знания, поскольку все это составляет мою объективную основу, мое «я», до тех пор я не могу видеть целостно. Я установил интеллектуально, на уровне слов, с помощью анализа причину моей зависимости, но все исследования, ведущиеся мыслью, неизбежно являются фрагментарными; поэтому увидеть что-либо целостно я могу только в том случае, если мысль не вмешивается.
(c) Кришнамурти
источник
2015 October 02
Философия | Philosophy
Черепаха и Скорпион
(Суфийская притча)

Как-то раз черепаха, уступив просьбе скорпиона, повезла его на другой берег реки. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но перед самым берегом всё-таки взял и ужалил черепаху. Придя в полное негодование, она возмутилась:

— Моя природа такова, что я стремлюсь помочь каждому. Поэтому я помогала тебе. Как же ты мог ужалить меня?!

— Друг мой, — отвечал скорпион, — твоя природа — помогать, а моя — жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в добродетель, а мою назовёшь подлостью?
источник
Философия | Philosophy
Слепой и прохожий

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой "Я слепой, пожалуйста помогите!"

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
Тот ответил: "Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому". Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: "Сейчас весна, но я не могу ее увидеть".
источник
Философия | Philosophy
Пол Феррини: Происходящим в этом мире событиям присущи определенные ритм и изящество. Но тут появляешься ты со своими попытками придать им смысл, и ритма и изящества как не бывало. Только-только ты воображаешь, что понимаешь значение того или иного события, как, вдруг, утрачиваешь способность его понять.
Понимание чего бы то ни было требует признательности и чуткости. Некоторое время двигайся вместе с ситуацией, и ее смысл откроется тебе сам собой. Это не рассудочный процесс .
Pассудок выносит суждение и принимается искать ему поддержку. Мир состоит из тех, кто признает это суждение, и тех, кто с ним не соглашается. В таком мире не может быть ничего, кроме конкуренции, борьбы и алчности .
Ты не спрашиваешь, как выглядел бы мир, будь он свободен от суждений. Но это, друг мой, единственный вопрос, который стоило бы задать.
Может быть, ты его задашь сейчас? Может, стоит спросить: «Какой была бы моя жизнь прямо сейчас, если бы я не судил о ней?» До тех пор, пока ты не отделишь внешние события от суждений, которые ты о них вынес, ты не сможешь понять их значения.
Если ты хочешь узнать «реальность», отбрось свои суждения о ней и погрузись в нее, просто и полностью. Это касается любой ситуации в жизни.

Когда кто-то скажет тебе: «Я знаю ответ», — вежливо попроси его оставить тебя в покое. Ответы других людей так же вредны для тебя, как и твои собственные суждения о ситуации.
Признай: «Я не понимаю, что это значит, поэтому я дам себе время во всем разобраться. Чтобы понять, что эта ситуация для меня означает, я доверюсь той же разумной силе, которая привнесла ее в мою жизнь».
Такое поведение в наибольшей степени исполнено любви. Оно освободит тебя и всех, кто тебя окружает, от необходимости судить, истолковывать или объяснять ситуацию.
Не нужно отталкивать других людей. Пригласи их побыть с тобой. Пусть они подержат тебя за руку. Всмотрись в их лица. Будь благодарен за их простое сочувствие. И дай им понять: «Ничего не нужно улаживать... Просто, что-то более глубокое проникает в мою жизнь».
Быть свободным от суждений и толкований проще простого. И, тем не менее, ты находишь это невероятно сложным. А все потому, что ты забыл, что значит быть .
В результате, самое простое в жизни становится предметом самых сложных систем медитации. Ты найдешь разнообразнейшие методики, которые берутся научить тебя «как быть». Но, пока существует метод, ты будешь «делать».
Я призываю тебя отказаться от всех твоих методов. В них нет необходимости. Просто перестань судить, интерпретировать, осмысливать, гадать .
Отбрось всё, что не есть «бытие». И тогда бытие расцветет само собой. Тогда раскроется красота мнимой беспорядочности событий. И ты поймешь, в чем смысл, и будешь рад тому, что всё именно так.
Не существует человека, который захотел бы уклониться от своего земного назначения после того, как оно ему открылось. Но этого не может произойти, пока ты пытаешься заставить свою жизнь раскрыться.
Будь терпелив . Будь великодушен . Все радости, вся красота жизни доступны тебе прямо сейчас. Твоя задача — полное проявление в настоящем моменте.
Не ищи смысла вне собственных переживаний. Просто доверяй тому, что есть, и будь с тем, что есть. Это самое глубокое учение , какое я могу тебе предложить. Ибо эта простая практика уничтожает все препятствия на пути к истине.
источник
Философия | Philosophy
Один странник провел жизнь в поисках рая. А рай, по его представлению, был деревом под которым исполняются все желания. Однажды вечером, уставший он уснул под деревом, а это как раз оказалось деревом исполнения желания. Утром проснувшись и испытав жажду, он подумал о том, что хорошо было бы попить.Внезапно перед ним возник кувшин с его любимым напитком. Утолив жажду, он подумал, что хорошо было бы поесть. Внезапно перед ним стали появляться блюда с различными явствами. Насытившись он задумался о том, откуда берется все это изобилие, он испугался и вдруг подумал: -"Наверное здесь живут два страшных демона, которые подстерегают путников и нападают на них".Как только он так подумал, появились два страшных демона и напали на него. Вступив с ними в схватку, странник подумал- "демоны такие сильные, они сейчас убьют меня". Демоны убили путника
источник
Философия | Philosophy
«Возникает вопрос, почему пробужденные не пробуждают других от сна заблуждений. Ответ таков, что малых детей, все счастье которых состоит в крепком сне, не рекомендуется будить. Дети растут во сне. Если они не будут ложиться вовремя спать, они могут заболеть и тогда, позже, когда встанут взрослыми, не смогут вполне соответствовать своему назначению в жизни. Детство нуждается в большом количестве сна, и дети должны спать. Такова же природа незрелых душ. Это дети, какими бы старыми ни казались их тела. Их причуды, их радости, их восторг направлены на вещи незначительные в жизни, как и жизнь детей сосредоточена на сластях и игрушках. Вот почему пробужденные идут медленно и тихо, что бы звук шагов не помешал глубокому сну спящих. По пути они пробуждают только тех, кто беспокойно ворочается в своих кроватках. Тем они, эти Путники на духовной тропе, тихо дают руку. По этой причине духовный путь называется еще мистическим путем. И нет ничего плохого в том, чтобы разбудить лишь немногих, оставив многих спать, но, с другой стороны, какая великая доброта заключается в том, чтобы дать выспаться тем, кто нуждается в сне.»
(c) Хазрат Инаят Хан "Путь Озарения"
источник
Философия | Philosophy
10 Правил Жизни:

1 ЧУВСТВУЙТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО В ВАШУ ЖИЗНЬ ВОШЕЛ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЧЕЛОВЕК
Чтобы танцевать танго, нужны двое. Перестаньте играть во взаимные обвинения.
Научитесь видеть собственную роль в случившемся, свой вклад во все, что происходит в сфере Ваших взаимоотношений с другими людьми.
2 ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИЗ СВОЕГО ОКРУЖЕНИЯ ТАК, КАК ОТНОСИЛИСЬ БЫ К НЕЗНАКОМЦУ
Давнее знакомство часто приводит к привычности и потере уважения! Относитесь к мужу или жене, начальнику, детям, родным и друзьям так,будто только что познакомились с ними. Не забывайте о необходимости вежливости и уважения, даже если Вы знаете человека целую вечность.
3 СМИРИТЕСЬ С ТЕМ, КТО ВЫ И КАКОЙ ВЫ
Признавайте свои недостатки и помните, что они являются Вашей дорогой к силе и билетом к свободе. Перестаньте делать вид, что лишены потенциальных способностей. Вместо того, чтобы постоянно оправдывать свои поступки, научитесь прислушиваться к другим. Самое главное, научитесь
прислушиваться к собственным чувствам.
4 ИЩИТЕ ВО ВСЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ХОРОШЕМ
Начните отдавать себе и всем окружающим должное за хорошие дела.
Критиковать, унижать и подчеркивать неудачи очень легко, но насколько часто Вы хвалите себя или других за что-то хорошее? Чтобы продолжать верить в себя, всем нам время от времени нужно, чтобы кто-то погладил нас по голове, даже если этот "кто-то" — мы сами!
5 ОПРЕДЕЛЯЙТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РОЛИ И ПОЛ ПО ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ
Если Вы — мужчина, то относитесь к окружающим женщинам как к женщинам, а не как к мамочкам. Если Вы — женщина, относитесь к мужчинам как к мужчинам, а не маленьким мальчикам.
6 УПЛОТНЯЙТЕ ВРЕМЯ
Старайтесь не тратить время впустую, потворствуя давним привычкам. Учитесь общаться действенным образом: открыто, искренне и безжалостно.
Не думайте, что окружающие способны читать Ваши мысли и угадывать Ваши желания
7 ВЕРЬТЕ В СЕБЯ И ДРУГИХ
Прекратите считать, что все вокруг пытаются Вам досадить. Руководствуйтесь принципом зеркал, то есть осознайте, что окружающие хотят Вам помочь, а не превратить в свою жертву!
8 ПРИНИМАЙТЕ ВО ВНИМАНИЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
9 СМЕЙТЕСЬ! ЖИЗНЬ — ЭТО ВЕСЕЛЬЕ!
Научитесь видеть во всех своих действиях и поступках других то, чем они являются на самом деле — то есть глупостью. После этого Вы будете смеяться намного чаще, чем плакать. Все люди, включая Вас, — и в самом деле очень смешные создания!
10 ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Жизнь — самое важное путешествие, а события любого плавания вносятся в судовой журнал.
Достаточно начать вести дневник, и очень скоро Вы сами удивитесь тому, сколько нового узнали о самом себе, окружающих и жизни в целом.
Отмечайте в дневнике все: свои чувства, эмоции, мысли, сны и, разумеется, даты. Календарные даты помогут выявить определенные закономерности, например, мрачное настроение в каждое Рождество или душевный подъем весной.
Однако самым главным достоинством дневника является то, что, описывая в нем все свои трудности, Вы тем самым подталкиваете себя к их решениям, то есть начинаете нести ответственность за свою жизнь.
(Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
Когда жена говорит мужу о том, что их отношения кажутся ей какими-то неправильными, он погружается в усердные размышления об этом. Не обнаружив никаких рациональных причин таким странным ощущениям жены, муж сердито требует, чтобы она объяснила, что к чему, — разумеется, четко и логично! После этого женщина чувствует себя полной дурой, так как ее упрекнули в отсутствии логики, и тоже отчаянно старается быть рациональной.
Все кончается тем, что оба становятся невероятно рассудительными и окончательно забывают о своих подлинных ощущениях.(Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
Если у вас возникнет ощущение, что кто-то пытается использовать вас в своих интересах, не сомневайтесь, что на самом деле вы не выслеживаете этого человека, а по-прежнему играете во взаимные обвинения. Всякий раз, когда вы возвращаетесь к этой игре, окружающие зеркала неизменно начинают отражать ваши собственные недостатки. Попытки сделать кого-то виновником возникших проблем могут служить гарантией того, что этот или какой-то другой человек тоже начнет в чем-нибудь вас обвинять — и тогда вы непременно почувствуете себя жертвой обстоятельств!
Если вы хорошо усвоите описанный здесь подход к жизни, то есть взгляд с точки зрения разумного сотрудничества, то поймете, что в действительности никогда не проигрываете, так как при поисках сотрудничества добиваетесь его, а добившись его, можете воспользоваться даже очевидными "неудачами" для получения новых знаний и, следовательно, силы. (Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
Когда человек честен перед собой, он быстро осознает, что любая конфликтная ситуация в действительности представляет собой возможность поупражняться в разумном сотрудничестве — либо с другим человеком, либо
со всем окружающим миром. (Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
Нам следует четко понимать разницу между знаниями, личным опытом и информацией, потому что для
точного определения ролей мужчин и женщин мы должны разобраться в том, что понимается под известным и неизвестным.
Обратимся к мужчине, охотнику. Разумеется, он может охотиться только благодаря своим знаниям. Иными словами, ему приходится постоянно вспоминать то, что он знает, и потому мужчину главным образом интересует уже известное. Конечно, он может проводить эксперименты с полученной откуда-то извне информацией, но не будет знать, полезна она или нет, пока не испробует эти факты на деле.
В поисках решений возникающих проблем женщине постоянно приходится обращаться к себе. Это означает, что она все время сталкивается с неизвестным, то есть неизвестность кроется в ней самой.
В этом и заключается важнейшее испытание женщины: в отличие от мужчины, который пытается оставить свой след во внешнем, известном ему мире, женщине следует постигать неизвестное, искать неведомые ответы, и для этого она погружается в непознанные внутренние глубины.
В свою очередь, это подразумевает, что при столкновении с неизвестным думать просто не о чем — по той простой причине, что об этом нет никаких предыдущих знаний и воспоминаний. Таким образом, когда женщина погружается в неизвестное, она, по существу, пытается преодолеть прежде неведомое испытание и становится первопроходцем в буквальном смысле этого слова. При этом, как и все первопроходцы, женщина может полагаться только на одно: на свое чутье, на умение чувствовать путь в темноте, во мраке неизвестного. (Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
Подлинное мышление не имеет ничего общего с внутренним диалогом Достаточно печально признавать, что никто не учит нас думать в истинном смысле слова, хотя все и одобряют логическое мышление. Каждый из нас — настоящий специалист в жонглировании абстрактными концепциями. Они неизбежно вызывают самые разнообразные эмоции, которые порождают все новые мысли и концепции, а те, в свою очередь, — новые эмоции. Таким образом, мы очень редко думаем по-настоящему и обычно просто ведем так называемый внутренний диалог. (Теун Марез)
источник
Философия | Philosophy
"Мы воспринимаем, это — установленный факт. Но, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов ". (Кастанеда).
"Нет фактов, есть интерпретации". (Ницше).
источник
Философия | Philosophy
Теперь, после многих лет аскетизма, дисциплины и самоумерщвления, я вижу, что мой ум пребывает в тюрьме, созданной им самим, и что стены этой тюрьмы должны быть разрушены. Каким образом приступить к этому?"

– Достаточно просто понять, что их не должно быть. Всякое действие, предпринятое с целью их разрушить, приводит в движение желание достичь, получить, а отсюда рождается конфликт противоположностей, появляется испытывающий и его переживание, ищущий и то, что он ищет. Видеть ложное как ложное – этого достаточно, ибо само это постижение освобождает ум от ложного.
(с) Джидду Кришнамурти
источник
Философия | Philosophy
– Надо ли проходить через все эти переживания? Разве они необходимы, чтобы открыть дверь к вечному? Разве нельзя пройти мимо них? В конце концов, самым существенным является познание себя, которое создает тишину ума. Безмолвный ум не является продуктом воли, дисциплины, разного рода практики, имеющей целью покорить желание. Все эти виды практики и дисциплины лишь усиливают "я", а добродетель превращается в скалу, на которой наша личность возводит здание своей собственной значимости и респектабельности. Ум должен быть свободен от известного, и тогда проявляется непознаваемое. Без понимания путей "я" добродетель становится фактором возвышения личности, делает ее важной. Движение "я", его воля и желание, его искание и накопление полностью должны прекратиться. Только тогда может прийти вечное, его нельзя призвать. Ум, который стремится призвать реальное с помощью всякого рода практики, дисциплины, молитвы и позы, может получать только свои собственные, удовлетворяющие его проекции; но все это не есть реальное.
(с)Джидду Кришнамурти
источник
Философия | Philosophy
Если мы сможем понять смысл сосредоточения и увидеть ложное как ложное, то мы освобождаемся от желания достичь, пережить, стать чем-то. Из этого понимания рождается внимание, которое полностью отличается от сосредоточения. Сосредоточение подразумевает двойственный процесс, какой-то выбор, усилие, не так ли? В этом случае остается тот, кто создает усилие, остается цель, во имя которой это усилие совершается. Таким образом, сосредоточение усиливает "я", личность, эго как создателя усилий, как победителя, как носителя добродетелей. Но внимание лишено этой двойственности; отсутствует переживающий, тот, кто собирает, накапливает и повторяет. В состоянии внимания конфликт достижения и страх потерпеть неудачу не существуют.
(с)Джидду Кришнамурти
источник