
Вы знаете, я прожил 38 лет с ложным мнением, что свобода – это право и возможность выбирать, что делать дальше. Были даже идеи, что деньги делают человека свободным, ведь он может захотеть и натворить, что задумает. Размышлял и о том, что свободу имеют только самые умные, мол могут меньше зависеть от других, выстраивать все в свою пользу. И еще свобода даруется нам наградой за честность – ты живешь в мире, где не надо изворачиваться и врать, где все просто.
Но я ошибался. Я стал анализировать, в какие моменты был по-настоящему свободен, и понял, что они (моменты) почти не связаны с вышеописанными условиями жизни. Я понял, что настоящая свобода – это неизвестность.
Неизвестность несет в себе ощущение безграничности выбора. Если бы я знал, как тяжело будет строить первый бизнес, я бы никогда его не начинал. Имея опыт общения с людьми, я с высокой долей вероятности предскажу, как все будет развиваться. И хуже всего с деньгами – когда ты можешь купить что угодно, ты вместо свободы выбора получаешь очень ограниченный набор вариантов, по каждому из которых ты знаешь недочеты и потенциальные проблемы. И еще потом придется этим управлять, пусть даже и без того вожделения, что мы все имели в своих первых покупках.
Чем старше и состоятельней мы становимся, тем конкретней наши пристрастия, желания. Тем сложнее сделать выбор, тем меньше наши свободы.
Ты можешь поесть в любом ресторане города, но не станешь, потому что тут слишком жирно, там не так вкусно как в Риме, эти могли бы чуть дожать блюдо, а другие пускают не пойми кого в заведение.
Ты можешь полететь в любой город, но... там уже жара, тут много беженцев, эти перекопали все многолетним ремонтом, другие так и не шагнули в будущее, не разрешили уберы.
Ты можешь придумать идею и создать любой бизнес, но...
Свобода всегда там, где мы ничего не знаем. Мы можем шагнуть в нее как с пирса в море, не боясь ничего, а лишь с желаниями и мечтами. И дальше, первое время ощущать эту свободу всем телом и душой – перед тобой весь мир открыт.
Теперь я начинаю понимать, зачем люди открывали новые земли и стремились в космос, зачем изобретали и создавали совершенно новые вещи. Все хотят быть там, где все только начинается, и где есть настоящий выбор, который нельзя оценить грузом прошлого опыта.
Самыми свободными мы были в детстве – мы мечтали и считали это абсолютно нормальным. Взрослые почти не мечтают, потому что знают все свои шансы по каждому из пунктов. С годами лишь немногие из нас остаются свободными...

